Си Цзиньпин не только встретился с крупнейшим бизнесом, но и пообещал принять меры для улучшения деловой среды в стране. В 2020 году между властями и крупным китайским бизнесом произошла размолвка, когда глава Alibaba Джек Ма раскритиковал систему финансового надзора Компартии КНР над частным бизнесом, что спровоцировало масштабные проверки IT-гигантов и штрафы
Си Цзиньпин готовится к торговой войне и выводит из опалы китайский частный бизнес, пишет западная пресса. Вчера лидер КНР провел встречу с руководителями крупнейших частных компаний страны. Среди них был глава Alibaba Джек Ма, который в 2020 году практически исчез из публичного поля после того, как на крупнейшем бизнес-форуме в Шанхае выступил с критикой системы финансового надзора Компартии. Его речь спровоцировала самые масштабные проверки IT-гигантов со стороны регулирующих органов, а Alibaba была оштрафована на рекордные 3 млрд долларов.
Но сейчас Си Цзиньпин не только встретился с крупнейшим бизнесом, но и пообещал принять меры для улучшения деловой среды в стране. Государственное китайское информагентство «Синьхуа» сообщает, что на встрече «Си Цзиньпин призвал к достижению идейного единства и укреплению уверенности для содействия здоровому и высококачественному развитию негосударственного сектора экономики» и отметил, что для китайского частного сектора «пришло время в полной мере проявить себя».
Financial Times подчеркивает, что мероприятие прошло через неделю после успеха китайского искуственного интеллекта DeepSeek, который вызвал взрывной рост акций китайских компаний. CNN отмечает, что в условиях геополитического давления Пекин вынужден положиться на частный бизнес и хочет показать, что он его ценит.
Комментирует руководитель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Карнеев:
-- Еще несколько лет назад многие сомневались, будет ли какое-то будущее у Джека Ма, этого безусловно талантливого миллиардера. Дело в том, что действительно несколько лет назад, готовясь к 100-летию Коммунистической партии Китая, а может быть, и не обязательно в этой связи, тогда, мне кажется, еще был фактор Трампа, тогда крупные информационные платформы фактически заблокировали, не давали ему возможности доносить свою точку зрения до американского населения.
И тогда, мне кажется, в Китае озаботились тем, что не слишком ли могут много захватить власти такие крупнейшие IT-гиганты? И тогда не только Alibaba, но и других крупных игроков на этом рынке действительно подвергли санкциям. В общем, им, если грубо выражаться, указали на место, что они должны быть подчинены интересам государства, а не играть собственную игру. Но с тех пор прошло довольно много времени, и, во-первых, китайские IT-гиганты продемонстрировали готовность работать в русле той логики, которую предлагает правительство. С другой стороны, правительству надо поддержать своих собственных выращенных так называемых чемпионов в условиях, когда действительно многие мировые СМИ уже не первый месяц обсуждают вопросы, насколько сильна сейчас китайская экономика, нет ли признаков замедления экономического роста. Сейчас нужно не задвигать на второй план, а, наоборот, делать все, чтобы помочь.— Обратили внимание на примечание издания TheEconomist о том, что за эти пять лет частный бизнес в Китае буквально стал пронизан влиянием властей, госинвестиции играют важнейшую роль. Можно ли считать, что частный бизнес в Китае и Alibaba, в частности, уже стали частью системы, чего Си и добивался. И поэтому сейчас вот те поглаживания со стороны Компартии, то, что сейчас происходит, — это уже внутри системы, в которой китайский частный высокотехнологичный бизнес совсем не обладает той автономией, которой обладал, и уже не будет обладать?
— Действительно, западная пресса очень любит сюжет о том, что в частных корпорациях создаются партийные ячейки. Глядя на китайскую экономическую систему, мы должны понимать, что, в общем-то, это действительно такой симбиоз частной и государственной экономики. Причем, если в нашей стране в свое время утверждали, что невозможно поженить частную и государственную экономики, то смотрите, китайцы, по крайней мере, демонстрируют определенные успехи в этом отношении.
После снятия ковидных ограничений в 2022 году экономика Китая, вопреки ожиданиям, продолжила снижение. С тех пор власти неоднократно пытались активизировать частный сектор, который вносит более 60% в ВВП Китая и обеспечивают более 80% занятости.
Вчерашняя встреча главы КНР с частным бизнесом стала молчаливым признанием того, что Пекину нужны частные фирмы для технологического соперничества с США, считает Reuters.
Свежие комментарии