После разговора президентов России и США южнокорейские журналисты писали, что бизнес, в частности Hyundai, стал обсуждать перспективы возвращения на российский рынок. Кроме того, в прессе появились сообщения о том, что почву для возвращения готовит Inditex. Действительно ли зарубежные бренды задумались о возвращении в Россию?
В последние дни СМИ много пишут о том, что западные компании, которые после 2022 года покинули российский рынок, начали строить планы по возвращению в Россию. Официальных подтверждений этому нет, но разговоры о таких перспективах ведутся очень активно. Что мешает зарубежному бизнесу начать этот процесс и у всех ли получится вернуться?
В публикациях, в которых говорилось о намерениях зарубежного бизнеса вернуться на российский рынок, упоминались такие компании как Samsung, LG и Hyundai, Inditex со своими брендами Zara, Bershka, Pull&Bear, а еще McDonald’s, Uniqlo, Coca-Cola, PepsiCo, Apple, Visa и MasterCard. Однако говорили об этом не официальные представители этих компаний. Пока об этом пишут СМИ и рассуждают эксперты. Объяснение у всех одно — бизнес увидел признаки потепления отношений между Россией и США.
Но тут важно напомнить, что одежда, еда и даже автомобили массового спроса никогда не входили ни в какие санкционные пакеты. Им никто не приказывал уйти из России. Компании сами приняли такое решение. Поэтому, здесь нет какой-то понятной точки отсчета, с каких пор им можно возвращаться. То есть не очень понятно, что именно должно произойти, чтобы они наконец-то решились.
Но если уход этого бизнеса не был прямо связан с санкциями, то потенциальное возвращение уже имеет такую прямую связь, говорит профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский:
Алексей Портанский профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН «Только после подписания соглашения о мире или о перемирии можно будет говорить о снятии санкций, о восстановлении системы платежей для тех, кто работает в России, о восстановлении логистики. Без этих условий бизнес не может вернуться и продолжить работу в России. Снятие санкций для платежей, для логистики — это минимум, который необходим компаниям для того, чтобы продолжить работу в России».
Другой вопрос — а всех ли тут ждут? IKEA, надо полагать, примут с удовольствием. Машины из Европы, Японии и Кореи очень нужны рынку, а вот с едой и одеждой все уже не так очевидно. Их нишу заполонили производители из России и дружественных стран, и процесс возвращения зарубежных компаний из стран пока недружественных будет долгим, дорогим и не факт что успешным для всех, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Был короткий период, когда в торговых комплексах были свободные помещения, можно было достаточно легко и выгодно заключить новые контракты. Сейчас ситуация другая: свободных помещений уже крайне мало, площади, которые пустовали, уже заняты либо российскими компаниями, либо компаниями из дружественных стран. Поэтому сейчас, конечно, нужно будет поработать и поискать помещения, персонал, который уже работает в других компаниях, которые оценили уровень профессионализма российских сотрудников, и снова каким-то образом продумать маркетинговые стратегии, чтобы вернуть лояльность российских покупателей, то есть поработать придется очень много».
Ну и, еще раз повторимся, все это пока вообще лишь рассуждения о каких-то весьма туманных перспективах. В Кремль, например, не поступали сигналы о желании западного бизнеса вернуться в Россию. Об этом сообщил ТАСС пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Свежие комментарии