Дорожная карта Еврокомиссии включает отказ от газа, нефти и ядерного топлива. О том, насколько серьезны эти намерения и с какими препятствиями может столкнуться ЕС, рассуждает политолог
Еврокомиссия подготовила 17-й пакет антироссийских санкций. Новые антироссийские санкции, которые планирует принять ЕС, коснутся 60 физических и юридических лиц, а также примерно 150 танкеров, связанных с так называемым российским теневым флотом. Принять эти ограничения могут на встрече глав МИД ЕС 20 мая. Также Еврокомиссия подготовила «дорожную карту» отказа от российского газа до конца 2027 года.
Готовя новый санкционный пакет, ЕС однозначно показывает, что он не готовится к мирному урегулированию на Украине, а готовится к продолжению конфликта. Нет даже никаких оговорок по поводу ослабления санкций в случае прекращения огня. Ранее план отказа от российского газа после уже нескольких отсрочек предполагалось представить уже 6 мая. Теперь речь идет о том, чтобы разработать правовые меры по поэтапному отказу от импорта как трубопроводного, так и сжиженного российского газа в июне. Тогда же будет предложен запрет на импорт российского газа по новым контрактам и существующим спотовым контрактам к концу 2025 года. Пока что около 19% газа в Европу по-прежнему поступает из России через трубопровод «Турецкий поток». Всего по трубе, когда еще работал украинский транзит, в 2024 году было поставлено 32 млрд кубометров. Плюс ЕС импортировал еще 20 млрд кубометров российского СПГ в 2024 году. Две трети этих поставок осуществляются по долгосрочным контрактам, а одна треть — по «спотовым» закупкам. До 2022 года российская доля газового импорта Европы была ближе к 45%.
Причем, несмотря на декларируемые планы отказа от российского газа, в 2024 году общий объем его импорта из России даже увеличился — на 18%. Между тем на пути полного отказа от российского газа есть юридические препятствия. Некоторые европейские покупатели по-прежнему сохраняют с «Газпромом» контракты по принципу «бери или плати». Даже в случае отказа от импорта придется платить до 95% цены законтрактованных поставок. Долгосрочные контракты с «Газпромом» имеют, например, французская TotalEnergies SE, испанская Naturgy Energy Group SA и немецкая Securing Energy for Europe GmbH. По мнению некоторых юристов, в случае принятия санкций будет сложно ссылаться на «форс-мажор» для выхода из таких сделок, избежав штрафов или арбитражных исков. Но в Брюсселе обещают что-нибудь придумать, даже не рассматривая вариант достижения мирной сделки по Украине, частью которой Москва хотела бы видеть отмену санкций, с чем, в принципе, согласны и США.
Есть диссиденты и внутри ЕС. Поэтому на случай, если Словакия и Венгрия категорически не захотят прекращать отношения с Россией в области энергетики, Брюссель готов использовать такие инструменты, как тарифы или квоты, но с юридической точки зрения и тут не все гладко. Еще есть проблемы и с замещением российского газа. Собственно, дата 2027 год была определена не случайно: именно к этому времени должны заработать новые проекты производства СПГ в Катаре. А вот прежние расчеты Европы на США могут натолкнуться на новые трудности на фоне разворачивающихся тарифных войн с Трампом.
Хотя в 2024 году ЕС закупил у России энергоносителей на 23 млрд евро, в том числе резко возросли поставки СПГ, тем не менее к концу отопительного сезона ЕС подошел с минимальными за последние пять лет запасами в подземных хранилищах. Европейские энергоемкие отрасли продолжают страдать от высоких цен на энергоносители. Однако Брюссель руководствуется прежде всего политическими принципами, пусть даже в ущерб экономике. И газом Еврокомиссия решила не ограничиться. Дорожная карта будет содержать шаги по отказу от импорта ядерных материалов из России, включая уран, используемый в водо-водяных энергетических реакторах российского производства. Что касается нефти, то две страны, которые больше всего зависят от российских поставок — Словакия и Венгрия, — будут обязаны представить руководству ЕС планы их прекращения к концу 2027 года.
На фоне развала энергетических отношений с Европой большое значение может сыграть четырехдневный визит в Россию китайского лидера Си Цзиньпина. Даст ли он новый импульс энергетическому сотрудничеству Москвы и Пекина, в том числе по газу? В текущем году поставки российского газа по «Силе Сибири» вышли на максимальный проектный уровень. По объему трубопроводных поставок Россия (3,4 млрд кубометров) впервые заняла первое место, обогнав Туркмению. Однако при этом Китай не хочет получать еще больше российского газа через Казахстан по новому планировавшемуся газопроводу. Его строительство Пекин счел слишком дорогим. И предпочел бы получать газ либо через Монголию по проекту «Сила Сибири — 2», либо покупать в виде СПГ.
Однако газопровод «Сила Сибири — 2» через Монголию согласовать не удается с 2006 года. Его протяженность должна была бы составить 6,7 тысячи километров, из них 2,6 тысячи километров — по территории России. Теперь вроде бы Улан-Батор наконец проект газопровода через свою территорию одобрил. Монголия сможет получать часть газа из проекта «Сила Сибири — 2». Слово за Си Цзиньпином.
Свежие комментарии