Актриса и режиссер Елена Махова представила премьеру «ЦветаеваШпаликовХармс» — это коллаж из стихов, прозы, писем и дневниковых записей авторов, а также отрывков из свидетельств их близких.
Поэт Серебряного века, основатель объединения деятелей культуры — новаторов «ОБЭРИУ», советский киносценарист, кинорежиссер и поэт… Имена Марины Цветаевой, Даниила Хармса и Геннадия Шпаликова редко стоят вместе.
Но авторы спектакля нашли неожиданные сближения трех авторов. Их лирика во многом созвучна. А письма и дневниковые записи введены в спектакль для того, чтобы зрителю были видны более точные координаты переломных точек в жизни этих трех авторов: что происходило в их душе и что говорили о них их близкие.Елена Махова объясняет свое решение объединить творчество трех поэтов так: этот спектакль — ее душа. Цветаева — ее альтер-эго, она с детства ее понимала и всегда ей сочувствовала. Хармс — парадоксальный союз хаоса и глубокой осознанности, честности и юмора. У него есть стихи как псалмы, он многогранен и хрупок, навсегда неразгаданный. А Шпаликова она любит за чистый хрусталь его души: он одновременно и распахнут, и очень раним. Продолжает режиссер и актриса Елена Махова:
Елена Махова режиссер и актриса «Молитвы люди читают, когда им плохо, а у меня стихи. Это, по сути, ведь код, набор смысла, который тебя очищает или даже излечивает, исцеляет. И, конечно, воедино этих трех авторов свела еще судьба: их закатала машина, и очень печально они завершили свои жизни. Я просто их так люблю, эти рыцари света, им так благодарна, что они до сих пор светят и согревают нас. Мне так хотелось им отдать дань, и благодаря этому спектаклю я чуть больше узнала Хармса, хотя для меня это еще далеко не дочитанная книга. Я выстраивала не хронику, не биографии, за этим можно на лекции сходить, а кардиограмму души».
Четверо артистов за час с небольшим создают на сцене целую вереницу искренних и пронзительных персонажей: влюбленных, разочарованных, отчаявшихся и полных надежд.
Органично в нить повествования вплетаются рояль и пение. Цветаевское «Мне нравится, что вы больны не мною» не раз перекладывалось на музыку, а что уж говорить про Шпаликова — его «Бывает все на свете хорошо» и «Садовое кольцо» не петь просто невозможно. С поэзией Хармса — сложнее. Но оформить к ней музыкальную подложку — загадочную и интригующая, как и его стихи, — решение удачное. За это в спектакле отвечает актер, пианист и певец Богдан Кияшко:
— Кто из авторов вам ближе?
— На самом деле в каждом я нахожу какие-то свои крючочки, то, чему можно сопереживать, посочувствовать или в чем можно искупаться, вот как в Хармсе, к примеру. Шпаликов, конечно, замечательный, там какое-то такое для меня сердечко скрыто оголенное, хотя в Цветаевой тоже не без этого.
Спектакль-концерт «ЦветаеваШпаликовХармс» составил дилогию с прошлогодней работой Елены Маховой «БродскийМаяковскийБлок». Новая постановка идет 1 час 15 минут, без антракта. Возрастное ограничение 12+. Следующие показы запланированы на 12 и 13 декабря. Билеты пока что есть.
Свежие комментарии