В его основе — пьеса поэта Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича по мотивам «Клопа» и других произведений Маяковского
Действие спектакля «Щастье», премьера которого состоялась в Театре Моссовета, происходит в 20-е годы прошлого века. Это время полной неопределенности, когда старое уже разрушено, а новое еще не построено.
На сцене — огромные металлические конструкции с серпом и молотом на вершине, огненно-красный цвет как отражение фундаментального исторического перелома. В центре действия — история пролетария Ивана Присыпкина. Для счастья ему нужно не так уж и много: ордер на отдельное жилье и зеркальный шкаф. А его возлюбленной Зои Березкиной важно, чтобы он просто был рядом.Присыпкин как «постреволюционный гегемон» имеет все права на материальный достаток. Но когда все идет не по плану, он заключает: «Без бумажки нет квартиры, без квартиры нет любви». И бросается в бурлящий буржуазный мир НЭПа, где он теперь известен как Пьер Скрипкин и жених Эльзевиры Ренессанс, дочери частной предпринимательницы. И это счастье его губит.
Больше 30 лет назад Алла Сигалова принесла в Театр Табакова музыкальную драму поэта Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича «Страсти по Бумбарашу». А сейчас — их фолк-оперу «Клоп» в Театр Моссовета. И превратила ее в музыкальный спектакль. Ритмический текст пьесы Маяковского переведен на пластический язык. Режиссер и хореограф Алла Сигалова говорит, что вложила безумный темперамент и свои яркие ощущения от этого времени, текста и музыки в постановку:
Алла Сигалова режиссер и хореограф «Странно, что потрясающий дуэт этих авторов практически нигде не ставится. Это произведение вообще нигде не идет. Это премьера абсолютного эксклюзива, это и есть уникальность этой постановки. Я думаю, что люди не могут пройти мимо текстов Маяковского. Это важнейшая фигура на территории поэзии и драматургии нашей страны, потрясающая личность, с которой связано такое количество исторических событий. Каждый раз, когда читаешь эти тексты, они настолько больно откликаются, настолько они эмоционально во мне находят чувственное, страстное отражение».
Спектакль сделан лихо. Актеры чеканят сатирический текст Маяковского. Массовые сцены прописаны максимально детально: в каждом второстепенном персонаже читается своя история, а их движения в хореографических этюдах напоминают насекомых — тех самых клопов. В спектакле задействовано несколько десятков артистов, а аккомпанирует им живой оркестр. Образные музыкальные темы Дашкевича ярко передают атмосферу и настроение того времени. Зрители поют вместе с актерами песню «Бублички».
В спектакле участвует немало учеников Сигаловой из школы-студии МХАТ. Главная роль у одного из них, Михаила Тройника. Он отчасти работает на сопротивление: его Иван Присыпкин — ветреный, открытый, с бешеными темпераментом и напором. Сам актер в жизни не такой. Продолжает Михаил Тройник:
Михаил Тройник актер «Мой персонаж говорит про огромные темы, строит немыслимые планы, но по факту его ломают мелочи, соблазны — он оказывается очень хрупким. Разница между мечтой и жизнью и есть слом этого человека. С одной стороны, мне он понятен, но не так просто играть постоянные перемены, постоянные открытия, включения. Ты постоянно меняешь ритм внутри быстрее, чем мы все это делаем в жизни. Он отчасти как пещерный первобытный человек. С другой стороны, у него это сочетается с искренностью и добротой, где грань между искренностью и пошлостью, доверием к человеку, слепой верой и влечением, странным искушением».
Финал пьесы изменен. Замораживать и выставлять в музее людей, в частности «обывателиуса вульгариса» из 20-х, спустя время, как писал Маяковский, не стали. Значит, и показывать это не нужно. Главное здесь — история и люди, их судьбы и путь к эфемерному понятию как некой цели. А через «щ» оно пишется потому, что есть «счастье» и «щастье», второе — самое широкое и грандиозное в своем понятии.
Свежие комментарии