Глава Белого дома заявил, что украинский конфликт необходимо завершить в самое ближайшее время и Россия должна быть готовой к такому сценарию, иначе последуют новые санкции. Но звучат при этом и другие угрозы, в том числе в адрес других стран. Политолог анализирует риторику 47-го президента США
В Кремле не видят новизны в угрозах президента США Дональда Трампа ввести новые санкции против России, если не удастся достичь сделки по Украине, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. При этом он подтвердил, что Россия остается готовой к равноправному и уважительному диалогу с США.
Также Трамп призвал Евросоюз закупать больше энергоносителей у Америки, иначе будут введены повышенные тарифы. А союзников по НАТО призвал увеличить военные расходы до 5% ВВП, а может, еще и приплатить Америке, если она — а слухи об этом уже пошли — выведет из Европы пятую часть своего 100-тысячного контингента.
Реакция Кремля на резкие заявления Трампа, в свою очередь, обращает на себя внимание сдержанностью. Дмитрий Песков даже сдобрил свое заявление отсылом ко временам Великой Отечественной войны. Мол, Россия не забудет об американской помощи и надеется, что Трамп «разделит с Россией радость празднования 80-летия Победы». Его, получается, пригласили постоять 9 мая на Параде Победы около мавзолея. Тонко.
Видимо, в Кремле решили не реагировать на каждый чих нового президента. Контакты если и будут, то в закрытом режиме, как в случае обмена заключенными, и будут носить более предметный характер. Правда, учитывая непримиримые позиции Москвы и Киева, не очень понятно, в чем мог бы состоять компромисс. Тем более что ни в Москве, ни в Киеве этого слова не употребляют. От комментариев по поводу угроз Трампа воздержались другие традиционные спикеры от Москвы, в том числе наиболее острые на язык. Не последовало официальных комментариев и на пространное сообщение агентства Reuters со ссылкой на анонимные источники о том, что якобы Кремль все больше обеспокоен ситуацией в российской экономике, а в элитах начинают говорить о «желательности» урегулирования конфликта путем переговоров.
Впрочем, если Трамп, хотя и отвел на урегулирование конфликта 100 дней, начинает проявлять нетерпение, то к чему ему подыгрывать и торопить события? Тем более что с поля боя каждый день приходят новости о продвижении российских войск в Донбассе. К тому же надо дать «отстояться» и переговорной позиции коллективного Запада как союзника Киева. К чему тот же Трамп его подвигнет и подвигнет ли вообще? Пока преобладает «ястребиный клекот». Надо посмотреть и на результаты давления команды Трампа на Киев — не только в части снижения призывного возраста с 25 лет до 18, но и в части признания новых территориальных реалий.
Выступая перед Давосским форумом по видеосвязи, Трамп повторил свою предвыборную идею о давлении на Россию путем снижение мировых цен на нефть, заявив, что будет добиваться от Саудовской Аравии и ОПЕК их снижения. Добавив, что попросит Эр-Рияд также расширить обещанную ему принцем Салманом инвестиционную программу для США с 600 млрд долларов за четыре года до триллиона. Но тут либо одно, либо другое. Бюджет королевства сверстан с большим дефицитом на фоне огромных инвестиций в рамках проектов развития Vision 2030. Госдолг растет — уже почти 30% ВВП. И сейчас не времена позднего СССР, по которому ударил саудовский нефтяной демпинг. Для сбалансирования саудовского бюджета нужна цена на нефть не ниже 98 долларов за баррель.
Зеленский, выступая в Давосе, тоже делает противоречивые заявления. Он уже не отказывается от переговоров с Путиным вопреки своему же указу, но вернулся к требованию отвести российские войска на границы на момент начала СВО. В интервью Bloomberg появился и еще один новый тезис — о том, что США должны стать частью «миротворческого корпуса» в Европе.
Разговоры об отправке европейских военных также становятся все настойчивее. Если цифру в 200 тысяч, оброненную было самими Зеленским, сразу признали взятой с потолка, то контингент в 40-50 тысяч обсуждается в европейских кругах как реалистичный. Пока в привязке к возможному прекращению огня, но не исключено, что термин «миротворчество» может эволюционировать в сторону «принуждения к миру». Британский премьер Кир Стармер и генсек НАТО Марк Рютте обсудят вопрос о миротворцах уже 3 февраля. Сам генсек при этом выступает за затягивание боевых действий. По его словам, поражение Украины обойдется альянсу дороже, чем ее поддержка. Иными словами, пусть ВСУ стачивают силы российской армии как можно дольше ввиду возможного столкновения России с НАТО уже года через три-пять, как предрекают некоторые в Европе. Также Рютте призвал Европу оплатить поставки американского оружия для Украины, если это откажется сделать Вашингтон.
Еще более решительно выразился польский президент Анджей Дуда: «Мы должны применить такие сильные меры, чтобы заставить Владимира Путина самого просить о мирных переговорах». На таком европейском фоне Трамп вообще может говорить практически все что угодно. Все контуры возможных решений по-прежнему на поле боя.
Свежие комментарии