На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 796 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    Дык, этим рыбацким деревням летать и не положено. Шаланды полные фекалий, и вперёд!Прибалтика обвини...
  • Роза Семиренко
    Странные люди таджики! Они разве не понимают, что они не желательные иностранцы в нашей стране?В аэропортах Моск...
  • Александр Зиборов
    России мигранты не нужны! В России миллионы официальных безработных россиян. Ещё больше не зарегистрированных безрабо...В Госдуму внесли ...

Медведев в роли «палача бюрократии». Комментарий Георгия Бовта

На Гайдаровском форуме премьер заявил, что экономический рывок будет возможен, если власти снизят нагрузку на бизнес и пересмотрят требования к предпринимателям

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума, указал на проблему нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью «регуляторной гильотины».

Председатель Счетной палаты Кудрин прокомментировал идею оптимизации надзорного законодательства России. «На мой взгляд, сокращение требований к бизнесу вдвое — вполне обоснованный ориентир. Важно, чтобы это реализовалось», —

он в Twitter.

Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в кулуарах Гайдаровского форума сказал, что оптимизация законодательства позволит сократить количество надзорных требований к бизнесу вдвое. Заживет ли бизнес по-новому?

Предложенная Дмитрием Медведевым «регуляторная гильотина» на практике будет означать, что из всех действующих формально требований и нормативных актов должны остаться те, которые будут утверждены в измененном виде. Таким образом, премьер отреагировал, пожалуй, на главную озабоченность бизнеса, которую тот не раз высказывал, в том числе президенту, а именно — изобилие появляющихся с громадной скоростью новых требований, подчас задним числом, форм отчетности и прочих бюрократических производных, в которых бизнес просто тонет. Часто в этой кафкианской отчетности почти невозможно обнаружить здравый смысл, зато просматривается смысл коррупционный.

Соглашаясь со словами премьера, почему-то на ум приходит бессмертная фраза Сергея Довлатова: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, но кто написал четыре миллиона доносов?» Кто написал эти тысячи нормативных актов? Сегодня бюрократия продолжает плодить все новые бумаги, пытаясь встроиться в новую моду и отрабатывая так называемые KPI: чем больше бумаг и мелочного контроля за предпринимательством, тем выше у чиновника ключевые показатели эффективности. Причем за убытки, нанесенные бизнесу своим назойливым бюрократическим вмешательством, он ответственности не несет. Бизнес в любой сфере просто стонет от чиновничьих фантазий, одна другой экзотичнее. Периодически эта экзотика на разных форумах доходит до самых верхов, те с удивлением узнают, как устроена реальная экономика России.

Даже простой обыватель мог заметить, что осуществление самых простых житейских дел в последнее время обрастает небывалым ранее количеством бумаг, договоров и анкет. Например, появились формы согласия на обработку персональных данных, за неприкосновенность которых, помнится, мы стали яростно бороться во времена президентства Дмитрия Анатольевича. Однако никакой сохранности этих данных как не было, так и нет.

Это еще премьер не упомянул разросшиеся структуры всяческих силовиков, которые уже давно, по сути, рулят многими экономическими решениями. Они как кошмарили бизнес, так и продолжают это делать.

С бюрократией в России на словах боролись всегда. Боролись при царях, в том числе при царе Горохе. При большевиках, при ужасном Сталине и сумасбродном Хрущеве. Искоренял бюрократизм Брежнев и добравшийся уже в немощном состоянии до поста генсека Андропов. А уж как искоренял бюрократизм энергичный Горбачев, даже страшно вспомнить. В постсоветское время бюрократия на время пригнула голову разве что тогда, когда с ней перестали яростно на словах бороться.

Сегодня в экономике, огосударствление чуть ли на 70%, как можно всерьез говорить о борьбе с бюрократией? Это ведь не просто закон Паркинсона в действии, но закон Паркинсона, помноженный на всю кафкианскую ширь и дурь отечественного чинуши. Сама по себе борьба с бюрократизацией силами самой бюрократии — абсурд. Еще, глядишь, придумают специальные формы отчетности о том, как побороли бюрократизм в одном отдельно взятом месте.

Между тем, рецепт борьбы за свободу предпринимательства от идиотских административных оков прост как палка. Он не лежит в сфере бюрократии, а в сфере политики. Самое верное средство раскрепощения экономики от излишних административных оков — политическая конкуренция и независимый суд. В условиях конкуренции правительство, которое не смогло справиться с актуальными экономическими задачами и погрязло в бумаготворчестве, уходит в отставку и уступает место политическим конкурентам. При определенных условиях похожих целей можно достичь в формате просвещенного авторитаризма, выстроенного на принципах меритократии. В этом случае также не обойтись без независимого суда и без того, чтобы чиновники, зарвавшиеся в бюрократизме, за которым часто просматривается коррупция, были бы вовремя отправлены в отставку. А то и в места еще куда более отдаленные.

 

Картина дня

наверх