Режиссер рассказал Business FM о новинках в репертуаре театра, порассуждал о том, приведет ли массовое увлечение сетью TikTok к деградации, а также подчеркнул: будущее театра и искусства в целом — за молодежью
Петербургский БДТ имени Товстоногова приехал в Москву на гастроли — самые масштабные в новейшей истории этого театра. В столицу привезли все самые значимые постановки из текущего репертуара, в том числе «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли. Труппа БДТ в ближайшие полтора месяца будет играть сразу на нескольких столичных сценах.
С художественным руководителем театра режиссером Андреем Могучим беседовала Александра Сидорова.
Концепция и, если можно так сказать, имидж этих гастролей в чем заключаются? Я обратила внимание на афиши с роботом. Казалось бы, БДТ и робот…
Я вам могу сказать еще про спектакль «Джульетта». Это одна из последних наших премьер двух эстонцев, моих давних друзей. Это Тийт Оясоо и Эне-Лийс Семпер. Это такие ребята, которые известны своим Театром № 99. Удивительный проект, небывалый масштаб даже для Европы, увлекательная история. Они приехали, сделали «Джульетту». Она довольно шумно идет, в прямом и переносном смысле. Я имею в виду, что и на сцене шумно, и вокруг шумно, потому что спектакль пользуется популярностью, на него быстро раскупаются билеты.
Спектакль «Что делать?» я создал восемь лет назад. В Москве его не было. Но вот сейчас мы попробуем показать его здесь, тут тоже немножко технически не соответствует площадка, я его адаптирую. Переделаем его специально для «Гоголь-центра». Это [будет] в конце октября. Мне показалось уместным и время, и точка, в которой мы это показываем. Мне казалось, спектакль по Николаю Гавриловичу Чернышевскому будет сейчас уместен, и он действительно звучит очень современно. «Несолнечный город» — это спектакль Ромы Михайлова — математика, драматурга, писателя, перформера, философа, кинорежиссера, я не знаю, как его еще охарактеризовать.
В этом смысле речь о том, что мы пока еще люди и пока еще не роботы, пока еще хотим друг друга трогать, смотреть друг на друга, обнимать друг друга и чувствовать друг друга, это свойство нашей уходящей, видимо, цивилизации, но тем не менее мы как-то в ней пребываем. Мы научились вот чему: из-за того, что частые ПЦР показывали, что актер [заболел], надо было резко менять, вводить [другого актера]. Все как-то с этим свыклись, отмены спектаклей тоже воспринимают без истерик, как это было в начале, когда это было настолько непривычно. Но сейчас и управление театра стало более гибким, и творческий процесс стал более быстрым. В этом смысле, наверное, это тоже плюс: все стали не такие заточенные на привычную жесткую схему существования, это всегда в этом смысле полезно, сбить прицел чуть-чуть, посмотреть, как можно по-другому, это для художника важно.
А вот такие монстры, как эти огромные государственные театры, все равно остаются. Пока они живы, они тоже должны это учитывать. Не в смысле того, что завлекать каким-то особенным образом молодежь в театры, нет, надо делать ту продукцию, которую ты считаешь нужной. Быть честным и делать то, что тебе кажется честным. Если ты не совпадаешь со временем, ну, к сожалению, театр это тоже терпеть не будет, потому что театр — это то, что сегодня. Не вчера, не завтра, а сегодня. Если сегодня более пассионарная история происходит в YouTube или TikTok, мы проиграем.
Но я думаю, что все равно, пока мы люди, пока мы не имплантируем в себя какие-то чипы, и пока мы наполовину не меняем себя на железки, мы все равно нуждаемся в каких-то тактильных проявлениях искусства. И в этом смысле тактильная или контактная история театра дает какие-то поводы для желания туда попасть.Продолжаем проект «Четыре», это современная молодая режиссура в Каменноостровском театре, у нас есть вторая сцена там. Каменноостровский театр замечательный, я попытался отдать его молодым. И Женя Сафонова, ну, она уже относительно молодой, но тем не менее, на мой взгляд, очень и очень качественный режиссер. «Перспективный» даже уже не буду говорить, потому что она состоявшийся режиссер, и я знаю, ее приглашают в Европу. Все отлично у нее будет. Я уверен, она будет выпускать премьеру в этом году. Будет Светлана Николаевна Крючкова делать спектакль по Ибсену «Привидение». Что-то мы сделаем с Эдуардом Степановичем Кочергиным, нашей легендой, по его новой книжечке. В общем, я думаю, что может быть любопытный спектакль.
Опять, видите, я все время осторожно говорю. Для меня БДТ тоже некий художественный проект, я же художником, надеюсь, при этом не перестал быть. Я управляю этим все равно как неким художественным процессом, создаю как художественный процесс. А художественный процесс все-таки непредсказуем.
Свежие комментарии