На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 801 подписчик

Свежие комментарии

  • Ната
    И никуды ты, милок, не денесси! Создавай противодействие - не создавай!NYT: США хотят со...
  • Валерий Евстафьев
    У нас единой морали нет, о какой нравственности речь. Оспорят.Суд признал ничто...
  • Владимир Безгрешнов
    Русским нельзя,им можноСбежавшая от семь...

Что стоит за делом Ивана Сафронова? Комментарий Георгия Бовта

Сотрудника «Роскосмоса» арестовали по делу о государственной измене. ФСБ считает, что он выполнял «задания одной из спецслужб НАТО»

Обновлено в 10:43

Лефортовский суд Москвы 7 июля арестовал на два месяца сотрудника «Роскосмоса» Ивана Сафронова по делу о государственной измене. «Сафронов, выполняя задания одной из спецслужб НАТО, собирал и передавал ее представителю составляющие государственную тайну сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности РФ», — говорится в пресс-релизе ФСБ.

До своего назначения советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина Сафронов работал в «Коммерсанте» и «Ведомостях».

Из «Коммерсанта» он был уволен после статьи о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Обычно о делах вроде того, которое завели против бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова, говорят, что в них больше вопросов, чем ответов. Однако в этом деле пока вообще одни только вопросы. И никакой фактуры. Нас призывают верить на слово контрразведчикам.

Отец Ивана работал в «Коммерсанте» много лет и выпал из окна тогда, когда готовил публикацию о торговцах оружием. Иван пришел в газету сразу после этого. Сейчас его бывшие коллеги коллективно выступают в его защиту, говоря о безупречной репутации, профессионализме и, главное, патриотизме как журналиста, писавшего об армии, о военно-техническом сотрудничестве и других подобных непростых темах. При этом его публикации всегда отличались высоким профессионализмом и качеством.

Мог ли такой человек, чисто гипотетически, представлять интерес для, скажем так, определенных сотрудников иностранных посольств, которые часто инициируют встречи с осведомленными журналистами, в том числе из разных пулов? Теоретически мог, как и многие другие представители его профессии.

Однако это не значит, что каждую встречу с иностранцем следует интерпретировать как покушение на госизмену. Хотя принятые в 2012 году поправки в соответствующий закон, если кто забыл, дают такую возможность. Госизменой может стать, в частности, «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи, наносящей ущерб безопасности Российской Федерации».

Но важно заметить, что встречи и беседы, в том числе и с такими «источниками», являются для журналистов, а особенно работающих по такой тематике, как Сафронов, частью их профессиональной деятельности. Не пресс-релизы же пересказывать в заметках.

Год назад с Сафроновым проводили беседу сотрудники ФСБ после статьи «Коммерсанта» о планах продажи Египту самолетов Су-35. На публикацию тогда отреагировал Госдеп США, а сама статья через некоторое время исчезла с сайта газеты. Возможно, нынешнее дело — продолжение той истории. Или же оно идет в развитие других обстоятельств, связанных, возможно, также с торговлей оружием. Или с космосом. Компетентные органы не сообщают.

Нас при этом уверяют, что дело не связано с журналистской деятельностью Сафронова. А с чем тогда оно связано? «Роскосмос», в свою очередь, заявляет, что Сафронов, проработавший там два месяца, не имел доступа к гостайне. Хотя трудно поверить в то, что, поступая на работу в эту госкорпорацию, Сафронов не прошел соответствующую проверку. Тут явно кто-то что-то недоговаривает.

Теоретически можно допустить, что человек, не имеющий доступа к гостайне, пошел на госизмену. Похожий прецедент был. В свое время сотрудник Института США и Канады Игорь Сутягин был осужден за шпионаж на том основании, что готовил некие аналитические записки на основе открытой информации для одной из западных разведок. Но там было то, что называется «вербовкой», а также был установлен факт получения денег.

Про Сафронова ничего такого пока не сказано, хотя говорят о «выполнении заданий». Между тем по опыту других дел о госизмене, заведенных в отношении, скажем, ученых, хотя бы выдавалась информация о том, на кого работал тот или иной человек. И часто вслед за этим возникали вопросы относительно того, что эти дела были, скажем мягко, высосаны из пальца.

Для того чтобы развеять подозрения общественности в том, что дело Сафронова спровоцировано некими обстоятельствами, связанными именно с его журналистской деятельностью или какими-то политическими интригами, нужно официально огласить хотя бы те обстоятельства, которые не являются никакой гостайной. А именно: какой именно из «спецслужб одной из стран НАТО» он передавал информацию? Получал ли он за это вознаграждение? Наконец, какого рода эта информация? К вечеру немного информации появилось, однако лишь со слов адвокатов. Якобы он, по версии ФСБ, передал данные Чехии, которая действовала под руководством спецслужб США, и у него был корыстный интерес, но о каких суммах идет речь, не уточняется.

Например, когда два года назад был арестован по обвинению тоже в госизмене 74-летний Виктор Кудрявцев, научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения, который входит в корпорацию «Роскосмос», то суть обвинений против него была раскрыта: якобы он передавал бельгийскому Фон-Кармановскому институту гидродинамики секретную информацию о применении гиперзвуковых технологий в боевых ракетных комплексах «Авангард» и «Кинжал». Однако в сентябре прошлого года Кудрявцев, отсидев год в СИЗО, был выпущен под подписку о невыезде, что в делах о госизмене почти не бывает. Похоже, что дело против него разваливается.

Очень не хотелось бы, чтобы дело Ивана Сафронова так сильно засекретили лишь потому, что если огласить хотя бы некоторые его обстоятельства, то оно развалится еще быстрее. Или в нем вскроются такие обстоятельства, которые заставят говорить о совсем иной его истинной подоплеке.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх