
В ЕС зря надеются, что им удастся десантировать Зеленского в Будапешт «третьим лишним», даже если Путин и Трамп туда и доберутся, и слухи об откладывании встречи в Будапеште на неопределенное время выглядят, увы, правдоподобными, отмечает политолог
Лидеры европейских стран вместе с Владимиром Зеленским выпустили заявление, в котором настаивают на необходимости обеспечить Украине «максимально сильную позицию — до, во время и после любого прекращения огня». Давление на Россию, по их мнению, нужно усиливать, а отправной точкой для переговоров о мирном урегулировании должна стать нынешняя линия соприкосновения. В свою очередь, телеканал NBC сообщил (ссылка ведет на X, соцсеть заблокирована в РФ), что подготовка к встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Будапеште «приостановлена». Как развивается ситуация?
Мобилизация европейских союзников Киева идет куда активнее, чем подготовка к саммиту Путина и Трампа в Будапеште. ЕС хотел бы как минимум навязать свою повестку, причем вместе с Зеленским в виде личного присутствия. Со стороны ЕС идет примерно та же реакция, как на саммит на Аляске, разве что теперь решили сработать на опережение. 24 октября Владимир Зеленский отправится в Лондон на встречу «коалиции желающих». По его словам, целью визита является получение гарантий безопасности для Киева. Но главной целью является противодействие давлению Трампа, которое было оказано на Зеленского в ходе переговоров 17 октября в Белом доме, когда, если верить прессе, Трамп поддержал некоторые территориальные требования Москвы, включая отказ от Донбасса. На что глава евродипломатии Кая Каллас уже заявила, что давление на Украину — «неправильный подход» к прекращению конфликта.
ЕС в унисон с Киевом снова настаивает на безусловном прекращении огня без увязки с какими-либо условиями, в том числе с территориальными.Лондон, в свою очередь, уже готов выделить 135 млн долларов на размещение войск на Украине после прекращения боевых действий, заявил глава Минобороны Великобритании Джон Хили. Игнорируя тем самым протесты Москвы на данную тему. Британский премьер Кир Стармер также заявил, что хотел бы видеть британских военнослужащих на Украине.
В отличие от весны, когда впервые было выдвинуто требование заморозки конфликта на фоне российского продвижения на фронте, теперь в руках ЕС может появиться, как им кажется, эффективный инструмент давления на Москву в виде кредита в 140 млрд евро под гарантии замороженных, а фактически теперь конфискуемых российских активов. Сумма может возрасти до 180 млрд евро, и на эти деньги можно еще воевать как минимум пару лет. Решение может быть принято уже на саммите ЕС 23 октября. «Репарационный кредит может послать Москве очень мощный сигнал о том, что она не сможет просуществовать дольше нас», — дословно выразилась Кая Каллас. Звучит двусмысленно в отношении противника, которого ты пытаешься загнать в угол, не предполагая какого-нибудь «ассиметричного ответа».
Позиция президента Франции Эммануэля Макрона в этом плане чуть гибче. Он считает, что наряду с Украиной европейцы тоже должны сесть за стол переговоров с русскими. Что, впрочем, не очень вяжется с только что объявленным решением о создании некоего международного трибунала по России при Совете Европы. Как будто Европа уже выиграла у России войну.
На этом фоне телекомпания CNN со ссылкой на представителя Белого дома сообщила, что ожидаемая встреча госсекретаря Марко Рубио с главой МИД РФ Сергеем Лавровым отложена. Поскольку в ходе их телефонного разговора выяснилось, что у Москвы и Вашингтона разные представления о путях украинского урегулирования.
Между тем официальные пресс-релизы МИД и Госдепа никак на это не намекали. Там говорилось, в частности, о «конструктивной дискуссии» на тему «конкретных шагов по реализации договоренностей», достигнутых Трампом и Путиным в ходе разговора 16 октября. По неофициальному мнению Вашингтона, Москва недостаточно отошла от своей максималистской позиции. «Невозможно отложить то, о чем не было достигнуто соглашения» — так прокомментировал утечку CNN замглавы МИД РФ Сергей Рябков. «Ни Путин, ни Трамп не называли точных сроков своей встречи, для нее требуется серьезная подготовка и время», — вторил ему пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Добавив, что говорить о возможном участии лидеров стран ЕС в саммите РФ — США сейчас преждевременно.
В Москве трактуют результаты встречи Путина и Трампа в Анкоридже так, что она задала некие рамки, в которых можно было бы готовить саммит в Будапеште. Как говорит замминистра Рябков, надо эти рамки «наполнить конкретными решениями». Лавров тоже ссылается на некие договоренности Путина и Трампа, но делает важную оговорку: призывы о перемирии прямо сейчас, без устранения первопричин украинского конфликта, противоречат тому, о чем договорились Путин и Трамп на Аляске. Первопричинами, которые, по словам Лаврова, «американская администрация с приходом Трампа четко понимала и озвучивала», он при этом назвал «обеспечение внеблокового, нейтрального и безъядерного статуса Украины». Но к этому еще и добавил, что немедленное прекращение огня на Украине означало бы сейчас только одно — «большая часть Украины остается под властью нацистов». Очевидно, что трактовка термина «власть нацистов» намного шире «нейтрального и безъядерного статуса» и намекает на желательность смены режима.
В свете таких заявлений в ЕС зря надеются, что им удастся десантировать Зеленского в Будапешт «третьим лишним», даже если Путин и Трамп туда и доберутся. Пока, впрочем, нет общего для Москвы и Вашингтона понимания того, о чем два президента вообще могли бы там конкретно договориться. Так что слухи об откладывании встречи в Будапеште на неопределенное время выглядят, увы, правдоподобными.
Свежие комментарии