Юристы отмечают, что новая инициатива Минздрава нарушает 19 статью Конституции РФ. Впрочем, некоторые собеседники Бизнес ФМ не видят в документе ведомства ничего плохого
Минздрав представил новый проект закона, который обяжет выпускников мед- и фармвузов отработать три года в госклиниках. Раньше всем, кто окончит бюджетные отделения медвузов, предлагалось либо пройти обязательную отработку, либо компенсировать затраты государства на обучение.
Теперь возможность материальной компенсации из законопроекта убрали. И тем, кто не отработает в госучреждениях три года, фактически предлагается установить запрет на профессию.Пока это лишь инициатива Минздрава, вынесенная на публичное обсуждение. То есть окончательного решения нет. Почему вопрос стал актуальным? По данным министерства, 35% выпускников медвузов и 40% выпускников медколледжей, отучившихся на бюджете, не идут на работу в госклиники. А там очень не хватает людей. По данным на 2023 год, кадровый дефицит составил 29 тысяч человек по врачам и еще 63 тысячи по медработникам среднего звена. По зарплатам госучреждения пока не могут конкурировать с частным сектором. Плюс врачи, опрошенные Бизнес ФМ, ранее уже говорили, что в госклиники многие не хотят идти из-за большого объема административной нагрузки и сложных отношений врачей с руководством и с пациентами, которые лечатся по ОМС.
В предыдущей редакции законопроекта Минздрав хотел заставить тех, кто отучился на бюджете, но не пошел на три года в государственное медучреждение, выплачивать компенсацию затрат государства на их обучение, причем в двукратном размере. Эксперты тогда посчитали, что в актуальных ценах это примерно 2,5 млн рублей.
Но теперь возможность откупиться из документа решили убрать. И тем, кто не захочет три года поработать на государство, предложено не давать аккредитацию.Фактически это запрет на профессию. И у некоторых экспертов такая идея вызывает недоумение. Продолжает медицинский юрист Иван Самарин:
Иван Самарин медицинский юрист «Нарушается конституция — статья 19, где декларируется равенство всех перед законом, в том числе указано, что вне зависимости от имущественного положения. А что у нас получается? Человек, родители которого имеют средства, чтобы заплатить за обучение, проводит восемь лет в стенах медицинских организаций, а потом может идти зарабатывать деньги, к тому же к папе в частную клинику. А талантливый молодой человек, который своими силами поступил на бюджет, должен потратить восемь лет своей жизни, а потом еще три года. Какое же тут соблюдение равенства перед законом?»
Впрочем, в этой части законопроект легко поправить, добавив обязательность отработки и для тех, кто учился на платном. Врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук, экс-доцент кафедры госпитальной терапии Первого МГМУ им. Сеченова Александр Пальман не видит в этой идее Минздрава ничего плохого:
Александр Пальман врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук, экс-доцент кафедры госпитальной терапии Первого МГМУ им. Сеченова «Если доктор сразу после окончания института пошел в какую-то коммерческую структуру, это значит, что доктора изначально ждало теплое место. Нормальной коммерческой структуре специалист, только что окончивший институт, должен быть не очень интересен. Я очень хорошо учился, я окончил с красным дипломом. Я очень хорошо помню первый год своей работы, ординатуру — меня первые полгода в одиночку к больным подпускать было нельзя. Это было вредно и для меня, и для больных. И только через полгода я начал ощущать в себе какую-то готовность принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность».
Неоднозначную реакцию инициатива Минздрава вызвала и у тех, кто уже учится в медвузе или только собирается туда поступать. Вот что рассказывает студентка Анастасия:
«[В госклиниках] деньги несопоставимы с достоинством человека. К врачам приходят, открывают дверь с ноги, сразу с претензиями, с запросом на бесплатную и качественную помощь. А мы заведомо плохие: слишком грубые, слишком молодые — все что угодно. Миллион бумаг, на пациента всего 12 минут. А если еще личный номер для связи даешь, человек будет написывать в любое время дня и ночи, искренне полагая, что это нормально».
Студентка медвуза Мария тоже не в восторге:
«Я понимаю, что в стране дикая нехватка медицинских кадров. Когда то же самое было с айтишниками, для них сделали все очень удобно: им повысили заработную плату, рынок насытился финансами, у них классные условия, это стало престижно. А врачи теперь как рабы какие-то».
А вот десятиклассница Вита, которая всерьез готовится к поступлению в медвуз на бюджет, ранее уже говорила Бизнес ФМ, что для нее отработка — это не обязанность, а гарантированный опыт.
— Я считаю, что это очень хорошая идея и возможность набраться опыта работы в клинике. Позже не будет проблем с трудоустройством. Нюанс же заключается в том, что в частную клинику можно устроиться не сразу. Я знаю, что существует отработка во время обучения. Это куда практичнее и удобнее. В целом, я считаю, это хорошая практика, но она должна обеспечивать карьерный рост.
— То есть в частную клинику хотят многие, но не у всех получается?
— Да, там выше заработная плата. Тем не менее это в любом случае опыт и хорошая возможность его набраться.
Важно оговориться, что даже сторонники идеи Минздрава подчеркивают, что в итоге все будет зависеть от того, как эта инициатива будет исполняться на практике. Пока проект закона Минздрава предполагает, что регион и конкретное учреждение для обязательной отработки будет выбирать сам выпускник. Более того, непосредственно на месте с такими молодыми специалистами должны будут работать наставники.
Свежие комментарии