В пятницу, 28 марта, американская делегация посетила свою военную базу Питуффик в Гренландии. Выступая там, вице-президент США заявил, что Белый дом рассчитывает на то, что жители острова решат путем самоопределения стать независимыми от Дании
Вице-президент США Джей Ди Вэнс выступил на американской военной базе в Гренландии.
Ключевой темой стало присоединение острова к США. «Мы не думаем, что военная сила когда-либо будет необходима», — заявил Вэнс. По его словам, США считают народ Гренландии рациональным, поэтому рассчитывают заключить «соглашение в стиле Дональда Трампа».Он отметил, что остров важен для предупреждения потенциальных угроз безопасности Америки. Ранее президент США Трамп тоже говорил, что Гренландия нужна США: «У нас нет выбора». По его словам, вхождение Гренландии в состав Америки позволит минимизировать существующие риски для безопасности страны со стороны КНР и России. «Мы должны быть там», — подытожил Трамп.
О заявлениях американского правительства говорит доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
— Как вопрос с Гренландией отразится на американо-европейских отношениях?
— Если и дальше американцы будут так активно педалировать эту тему, у них обостряются взаимоотношения с Данией в первую очередь, ну и во вторую очередь с Евросоюзом, потому что Брюссель, очевидно, выступит на стороне Копенгагена. Прослеживается совершенно отчетливая линия. Сегодня я уже ознакомился с первыми реакциями гренландского руководства, и оно отреагировало отрицательно. Может быть, у американских лидеров есть какая-то уверенность, что гренландцы не любят Данию и стремятся побыстрее выйти из состава датского королевства и потом попасть под патронаж США. Нет, наоборот, им не нравится такой подход американцев. Потому что они понимают, что угроза подчинения острова интересам Америки намного более реальная, чем какая-то зависимость от Копенгагена. С Копенгагеном они уже столько лет вместе живут, и в последние годы Копенгаген предоставил им максимум свободы, да еще обеспечивает деньгами — две трети бюджета Гренландии составляют инвестиции Дании.
Вэнс во время визита подчеркнул, что Дания не принимает достаточных мер для обеспечения безопасности острова.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен назвала такую оценку несправедливой, заявив, что страна существенно увеличила оборонные расходы. Она также отметила, что безопасности в Арктике стоит уделять большее внимание. Кроме того, она сказала, что Дания готова сотрудничать с Америкой. На фоне заявлений сторон датское Минобороны сообщило, что намерено закупить сотни морских мин в 2027-2029 годах.
О том, как будут развиваться американо-европейские отношения в контексте Гренландии, говорит ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Лев Сокольщик:
Лев Сокольщик ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ «Для Трампа Гренландия нужна в нескольких аспектах. Первое — это символ его президентства, он хочет оставить после себя исключительное наследие. Второй момент — расширяющееся соперничество в арктической зоне, и Трамп хочет усилить позиции США, где они несколько просели относительно других игроков. Для Европы это значит, что будет и дальше развиваться напряженность в отношениях с США, если европейцы не будут следовать в жестком фарватере внешней политики США и не пойдут на уступки. В целом это будет означать только нарастание трансатлантических противоречий. Гренландия является прекрасным рычагом давления на европейцев, такая жесткая риторика призвана сломить их волю к сопротивлению, поскольку и у Дании как таковой, и у европейцев в целом нет возможности обеспечить физическую, военную, стратегическую безопасность. На протяжении долгих десятилетий это обеспечивают США, они и так уже физически там присутствуют. И Трамп хочет трансформировать это присутствие в свой политический актив и в политический актив США, расширив свое влияние и доминирование в регионе. От европейцев в данном случае скорее ожидается, чтобы они встали у ноги своего патрона и выполняли команды, потому что у Соединенных Штатов и Трампа сейчас нарастают представления, что сила и великие державы играют ключевую роль в международных отношениях. Европа, хоть и является крупным экономическим игроком, в политическом, силовом отношении является карликом, поэтому ей пока что ничего не остается, как строить какие-то планы на обозримую перспективу по усилению своего потенциала и вводить какие-то экономические ответные меры в отношении США. Воспринимать риторику Трампа исключительно как риторику, наверное, не стоит, потому что мировая политика, международные отношения, мировой порядок стремительно меняются».
Как пишет El Mundo, визит вице-президента США Вэнса стал символическим жестом, а не запланированной миссией по связям с общественностью, которую подготовил Вашингтон. Financial Times при этом отмечает смягчение риторики американской стороны и отказ Трампа от своих слов, что остров США могут взять силой.
The New York Times пишет, что Вэнс выразил уважение США к праву Гренландии на самоопределение, отмечая, что сам визит ограничился лишь посещением местной космической базы Питуффик.
Ранее Владимир Путин заявлял, что вопрос Гренландии к России не имеет никакого отношения, но у Москвы возникает беспокойство из-за того, что страны НАТО чаще «обозначают Крайний Север как плацдарм возможных конфликтов».
На пресс-конференции во время визита в Гренландию Джей Ди Вэнс также заявил, что соглашение об обеспечении безопасности судоходства в Черном море практически готово — оно подразумевает прекращение огня в море. Он добавил, что оптимистично смотрит на ход переговоров по урегулированию конфликта на Украине.
Свежие комментарии