В TikTok набирают популярность видео, где рабочие китайских фабрик предлагают покупать напрямую люксовые изделия, без наценки за бренд. Насколько серьезны эти невинные ролики? И как придется реагировать европейским модным домам, которые в основном все шьют в Китае?
На прошлой неделе в TikTok завирусились видео, где китайцы предлагали американцам напрямую покупать у них продукцию модных домов, таких как Hermes, Louis Vuitton, и одежду спортивных брендов, которые отшиваются на фабриках КНР, чтобы, как они выразились, не переплачивать за бирку.
Роликов, в которых китайские рабочие разоблачают мировую лакшери индустрию, было десятки, если не сотни. Многие из тех, что набрали миллионы просмотров, были вскоре удалены. Есть предположение, что это было сделано администраторами по просьбе модных домов, потому что речь фактически идет о пиратстве. Но китайцы оставили ссылки на свои сайты, где можно купить якобы те же люксовые товары, только в три раза дешевле. Американцы активно делятся этими ссылками и задаются вопросом: зачем платить 5 тысяч долларов, когда можно купить абсолютно то же самое, из тех же материалов и с того же завода, но за 50 долларов?
Это было похоже на намеренную информационную кампанию Китая в разгар объявленной Штатами торговой войны с целью либо показать простым американцам, что они могут лишиться модных вещей, большая часть из которых производится в Китае, либо надавить на европейские модные дома, чтобы заручиться поддержкой Европы в войне с Трампом. Рассуждает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед «Чаще всего Китай не дает какого-то жесткого распоряжения, но за счет ряда блогеров, за счет инфлюенсеров, он запускает определенную идею, которая уже потом начинает бродить внутри Китая. Но на мой взгляд, это все в основном нацелено на европейские известные бренды. Не первый раз Китай использует этот тезис. Его он использовал, например, во время кризиса в 2008–2009 годах и во время первого столкновения с Трампа в 2018–2019 годах. Я не думаю, что это шантаж в прямом смысле. Это один из рычагов давления, чтобы не давать иностранцам использовать китайский рынок для наживы. Надо понимать, что у Китая в запасе есть еще очень много подобных вариантов. Я предполагаю, что в конце концов присутствие западных фабрик и брендовых фабрик на территории Китая будет ограничено, они могут быть обложены очень большим налогом, ну и самое главное — Китай заметно активизируется в пропагандистской войне».
Пропагандистскую войну Китай пока явно выигрывает. Американцы сохраняют видео китайских рабочих, делятся ссылками на маркетплейсы, где можно купить товары из Китая. И это не только «брендовые» итальянские сумки, туфли и кроссовки, но и якобы французская косметика, американские смартфоны, наушники и прочее.
Один из таких популярных маркетплейсов — DHgate. Это приложение за последнюю неделю даже заняло второе место среди самых скачиваемых приложений в американском App Store.
Там, например, видно, что те же сумки Hermes и Chanel, но без логотипа, купили 1,5 тысячи человек за последний месяц, и все последние отзывы -от американцев: они остались довольны и поставили 5 звезд. Та же история с наушниками, которые очень похожи на Airpods от Apple — там 7 тысяч покупок, как видно на сайте.
Если представить, что из-за пошлин Трампа прекратятся легальные поставки в США европейских брендовых товаров, сделанных в Китае, то будет ли вал частных закупок через тот же Aliexpress? Или если представить, что европейские модные дома разорвут отношения с китайскими фабриками из-за пиратства, то где им шить? И смогут ли китайские фабрики продолжать без них, учитывая, что у китайцев остаются станки, рабочие и лекала? Рассуждает младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Максим Черкашин.
Максим Черкашин младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН «Администрация Трампа со 2 апреля собиралась отменить правило de minimis, которое исключало из пошлин посылки до 800 долларов. Этим правилом очень активно как раз пользовались всякие маркетплейсы. В данном случае, вне зависимости от того, каким образом импорт поступает из Китая, он все равно будет обложен пошлинами. Если это легальные маркетплейсы, они это правило обходить, скорее всего, не смогут. По поводу второго вопроса: там, где есть устоявшиеся цепочки производств, зависит от того, о какой продукции идет речь. Если это Аpple, то им очень сложно перестроиться, потому что они очень сложные, они очень длинные, и это достаточно сложная продукция. Если это речь о каких-то сумках, одежде, то такие же точно фабрики, как в Китае, уже и так существуют и в Малайзии, и в Бангладеше, и где только их нет. Что будет дальше, очень сильно будет зависеть от того, насколько Китай сможет переориентировать собственный экспорт во внутреннее потребление или он сможет пристроить его, может быть, в Европу. Это тоже еще очень большое «но» и очень большой вопрос».
Получается, что такая информационная провокация вполне может стать революционной провокацией. Но если китайцы лишаются американского рынка, то почему бы им не предложить и россиянам те же сумки с китайского завода Louis Vuitton или кроссовки Nike? Редакция «Бизнес FM» связалась с китайским фабрикантом: доставляет ли он свои товары в Россию? Он ответил: «Выбирай на моем сайте понравившийся товар» — и все будет в лучшем виде.
Свежие комментарии