Президент России прилетел в Китай на четыре дня. Он уже выступил на саммите Шанхайской организации сотрудничества, а 3 сентября будет присутствовать на военном параде в Пекине. Политолог рассуждает, как в целом можно оценить визит
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры в Пекине в широком и узком составе. Они обсудили двусторонние отношения, вопросы мировой и региональной повестки. Ранее состоялись трехсторонние переговоры с президентом Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом. Наконец, согласовано строительство газопровода «Сила Сибири — 2», который пройдет из России через Монголию в Китай. Также предусматривается строительство транзитного газопровода через Монголию «Союз Восток», который планируется как продолжение магистрального газопровода «Сила Сибири — 2» в Западный Китай по территории Монголии. Всего по итогам российско-китайских переговоров подписано 22 документа.
Газовые соглашения, помимо чисто коммерческой составляющей, имеют важное политическое значение, поскольку заключены на фоне давления, которое оказывает Вашингтон на важнейших энергетических партнеров России, таких как Китай и Индия. Обе страны, однако, в ходе саммита ШОС продемонстрировали, что не собираются отказываться от сотрудничества с Москвой в этой сфере. Ну а поскольку современная политика вообще полна символизма, то даже сама по себе совместная фотография трех лидеров — России, Китая и Индии — имела вполне определенный месседж, адресованный Вашингтону, вкупе с изложенным председателем КНР Си Цзиньпином его видением нового миропорядка, где ведущую роль призваны играть страны Глобального Юга.
К тому же только в Китае и Индии проживает почти половина населения планеты. Размер имеет значение.Тональность и церемонии тоже имеют значение, особенно на Востоке. Неслучайно председатель Си в ходе общения с российским президентом подчеркнул, что китайско-российские отношения выдержали испытания и стали образцом добрососедства. И заверил, что Пекин готов вместе с Москвой продвигать формирование более справедливого мирового порядка. Исходя, как нетрудно догадаться, из общего понимания, что сейчас миропорядок, где тон пытается задавать коллективный Запад во главе с США, несправедливый. Два лидера при этом обращались друг к другу как «мой дорогой друг» или «мой давний друг».
Важное значение имеет принятое наконец решение о взаимных безвизовых поездках сроком на 30 дней. У Китая он действует более чем с 40 странами, в том числе с большинством стран Европы. В 2024 году Китай посетили почти 2 млн граждан РФ, теперь турпоток может вырасти на 30-40%. В том числе россиянам можно будет посещать провинции, ранее недоступные для безвизового транзита, например Синьцзян-Уйгурский автономный район. Однако для поездок в Тибет по-прежнему потребуется отдельное разрешение.
Не обо всем удалось пока договориться. Так, пока не будет полноценного возвращения китайской системы UnionPay, которая не работает за границей с подсанкционными российскими банками, в том числе не работают такие карты в самом Китае. Не пригодится пока там и российская карта «Мир». По банковскому сотрудничеству по-прежнему остаются узкие места, уязвимые для санкционного давления. Возможно, будет в обозримом будущем все же некоторый прогресс с тем, чтобы россияне смогли расплачиваться в Китае с помощью QR-кодов. Но окончательной договоренности и тут пока нет.
Зато участники саммита договорились о создании Банка развития ШОС. Его идея обсуждалась годами, но была одобрена только сейчас. В каком-то смысле банк со временем может стать новым механизмом для сплочения организации, каковую роль начинает играть Новый банк развития БРИКС.
На площади Тяньаньмэнь 3 сентября пройдет грандиозный военный парад в честь 80-летия победы над Японией. Ожидают в том числе показ образцов гиперзвукового оружия. Индийский премьер на нем присутствовать уже не будет. Это было бы проявлением уже чрезмерного сближения Нью-Дели с Пекином. Тем более на фоне до конца пока не урегулированных пограничных споров. Центральными фигурами на параде станут, разумеется, сам председатель Си, Владимир Путин и подъехавший как раз к параду на бронепоезде северокорейский лидер Ким Чен Ын. Перед отъездом в Китай он успел посетить — вот еще один символический жест — ракетную лабораторию, где было объявлено, что КНДР создала новый двигатель для межконтинентальных баллистических ракет. Подразумевается, что потенциально — носителей ядерных боеголовок. Как подметило агентство Bloomberg, все это станет дополнительным ударом для Трампа, который любит похвастаться своими прекрасными отношениями со всеми представителями этой «большой тройки».
Свежие комментарии