На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 798 подписчиков

Свежие комментарии

«Это квазиналог». Путин призвал решить проблему большой комиссии для бизнеса при оплате картами

Обсудить проблему президент предложил в том числе с бизнесом. Почему комиссии за эквайринг в России такие большие и какие трудности из-за этого испытывает бизнес?

Владимир Путин счел слишком большими комиссии для бизнеса в 3% при безналичном расчете за товары и услуги. Такую точку зрения президент высказал на форуме «Деловой России».

«В некоторых странах комиссия даже не 0,3%, а еще меньше — 0,2%, у нас — 3%. Конечно, это слишком много, и конечно, это квазиналог», — заявил Путин, выразив уверенность в том, что над этим вопросом «надо работать». Обсудить проблему президент предложил в том числе с бизнесом, подчеркнув, что подобные сборы препятствуют экономическому росту.

Пример из жизни бизнеса. В небольшом табачном магазине около метро на окраине Москвы недавно ввели безналичную оплату, но потом убрали — теперь только наличка, о чем гласит соответствующее объявление. Покупатели либо разворачиваются и уходят, либо идут в банкомат в соседний Сбербанк. Рассказывает продавец киоска Екатерина:

«Банк берет процент. Немаленький, да. У нас были карты, мы их убрали. Накрутка на сигаретах — 4-6%. Банк берет, наверное, процента три. Если бы не было такой комиссии, конечно, мы бы поставили аппарат. Это на продуктах, на других товарах, где накрутка идет в 100%, в 200%, в 1000%, но никак не в сфере табака. Есть максимальная розничная цена, и выше мы же не можем продать».

С одной стороны, многие покупатели вообще перестают носить с собой наличные, расплачиваясь картой или телефоном. С другой стороны, бизнес, наоборот, не рад безналичным платежам: с кэшем работать дешевле. Особенно это касается кафе и ресторанов. Например, в корчме «Тарас Бульба» с порога предупреждают, что принимают только наличные, а чтобы их снять, у входа стоит банкомат.

Ретейлеры уже много лет просят снизить комиссии. Почему для бизнеса плата за эквайринг такая высокая? Она во многом состоит из межбанковской комиссии. Например, у вас карта ВТБ, а в магазине — терминал Сбербанка. Грубо говоря, из 3%, которые Сбербанк возьмет за эквайринг, 2% он должен будет отдать ВТБ. Эти деньги банк, выпустивший вашу карту, тратит на ее обслуживание, бонусы и кешбэки.

Так можно ли понизить комиссию, которую президент назвал «мешающим экономике квазиналогом»? Объясняет директор по развитию платежных решений производителя онлайн-касс «Эвотор» Заур Бесолов:

Заур Бесолов директор по развитию платежных решений производителя онлайн-касс «Эвотор» «Ее можно понизить за счет двух вещей. Есть национальная система платежных карточек. Они запускают в этом году систему быстрых платежей, когда можно будет с помощью мобильного телефона навести камеру на кассу, считать QR и заплатить через мобильное приложение с любого своего банковского счета. Стоимость такой операции существенно ниже. Они планируют ее опустить до уровня 0,5%. Вторая история, как можно снижать: банкам совместно с ведущими платежными системами в России Visa и Mastercard сесть за стол переговоров и пересмотреть размер межбанковской комиссии. Он не менялся в сторону понижения последние 20-25 лет, он только рос».

В Европе и США еще несколько лет назад размер комиссии не был ограничен, но сейчас в ЕС она составляет максимум 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт. На это указывали российские ретейлеры, а вице-премьер Дмитрий Козак давал поручение проработать вопрос. Но, в частности, в Минпромторге, как писали СМИ, международный опыт сочли негативным: ретейлеры будут больше зарабатывать, но не снизят цены на товары и услуги, а банки компенсируют упущенный доход за счет клиентов, лишив их бонусов. И бизнес, как считали в ведомстве, должен договариваться сам.

Между тем есть цифры, подтверждающие, что россияне стали щедрее расплачиваться наличными. Согласно результатам исследования крупнейшего оператора фискальных данных «Платформа ОФД», за год средний чек оплаты наличными в гостиницах и отелях вырос на 14%, а в ресторанах и барах — на 9%. А многие торговцы нашли компромисс: безналом у них расплатиться тоже можно, но если наличкой, то со скидкой.

 

Картина дня

наверх