
О планах увеличить сборы с IT-отрасли известно уже около месяца. Будет отменено освобождение от уплаты НДС на продажу программных продуктов из реестра отечественного софта, а также повысятся страховые взносы. Участники отрасли говорят, что эффект для государства будет минимальный, а в среде IT возможны массовые увольнения
Российские разработчики софта готовятся к повышению налоговой нагрузки. Как это может повлиять на стоимость российского ПО, на пользователей и на саму отрасль?
О планах увеличить сборы с IT-отрасли известно уже около месяца. Изменения пока не приняты, но глава Минцифры Максут Шадаев ясно дал понять, что чудес ждать не стоит. По его словам, согласована отмена освобождения от уплаты НДС на продажу программных продуктов из реестра отечественного софта. Кроме того, IT-компаниям повысят вдвое, до 15%, страховые взносы. Все это произойдет с начала нового года.
Придется учесть все это в ценах, говорит исполнительный директор компании «Конверста» Максим Максимов:
Максим Максимов исполнительный директор компании «Конверста» «То, что касается поднятия цен на уровень НДС, то да, мы вынуждены, конечно, это сделать. Единственное, что наши заказчики — это достаточно крупные компании, операторы морских портов и аэропортов, и они все работают на основной системе налогообложения. Они этот НДС возвращают. То, что касается увеличения страховых взносов, — ну это да, получается, что наши расходы. С точки зрения, в принципе, отношения к тому, что российское программное обеспечение лишили льгот — конечно, это печально, потому что даже то, что Максут Игоревич Шадаев всеми любимый нами нас успокаивает и говорит о том, что все равно есть запрет на закупку зарубежного программного обеспечения. Одно дело — стимулирование развития разработки российского программного обеспечения, другое дело — запрет на использование иностранного. Оттенок какой-то немножко разный».
Председатель совета директоров компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов более пессимистичен. По его мнению, в следующем году могут начаться массовые увольнения в IT-отрасли:
Алексей Смирнов Председатель совета директоров компании «Базальт СПО» «Если мы просто поднимем цену, то объем денег, который мы получим, от этого не увеличится — ну мы как вся отрасль. Потому что сколько денег есть на IT, столько и потратят. Если мы в полтора раза увеличим цену, то мы не получим в полтора раза больше денег, то есть это означает, что как бы мы ни играли ценами, отрасль примерно 30% своей выручки недосчитается. Получим меньше денег — будет меньше денег на зарплаты, а у нас 80% расходов — это зарплаты. Будут увольнения десятков тысяч людей, которые перестанут платить НДФЛ, и суммарные потери бюджетов, я боюсь, что превзойдут тот выигрыш, который будет. Надо понимать, что, если я зарежу корову, то она не будет давать молока».
Максут Шадаев также говорил, что у айтишников сохранится довольно много льгот, в том числе по налогу на прибыль. С весны 2022-го ставка налога была нулевой, с нового года поднимется до 5%, а стандартная ставка — 25%. Кроме того, страховые взносы для IT даже с учетом ожидаемого повышения будут вдвое ниже, чем у других компаний.
Но все опрошенные нами участники IT-отрасли говорят, что не видят большого смысла в таком налоговом маневре. Бюджет от этого получит не так уж много, по некоторым оценкам, порядка 30 млрд рублей. Заплатят за это сами разработчики софта, а также те, кто не может вернуть НДС. То есть, это малый и микробизнес, и обычные россияне. Но домашние пользователи в России не являются главными потребителями отечественного софта. Для них почти ничего не изменится.
Свежие комментарии