Решение партии «Грузинская мечта» о приостановке процесса присоединения Грузии к ЕС противоречит обещаниям, которые были даны гражданам Грузии и закреплены в конституции. Несколько послов Грузии в ЕС объявили о своей отставке. Есть ли параллели с ситуацией на Украине конца 2013 года?
США приостановили стратегическое партнерство с Грузией из‑за отказа от переговоров об интеграции с ЕС и осудили силовой разгон протестов, заявил представитель Госдепа Мэтью Миллер.
Он отметил, что решение партии «Грузинская мечта» о приостановке процесса присоединения Грузии к ЕС «сделало Грузию более уязвимой перед Кремлем» и противоречит обещаниям, которые были даны гражданам Грузии и закреплены в конституции.
Сразу несколько послов Грузии в европейских странах подали в отставку. Посол Грузии в Литве Саломе Шапакидзе написала в соцсетях, что «Грузия — это Европа». До этого о своей отставке заявили послы Грузии в Болгарии, Нидерландах и Италии.
Все это «Бизнес FM» обсудила с научным руководителем Российского совета по международным делам Андреем Кортуновым:
— Действительно, есть мнение, что были приняты слишком жесткие меры и они спровоцировали новый взрыв активности. Ну и конечно, решение о том, что переговоры с ЕС откладываются, это тоже дополнительный стимул для того, чтобы выйти на улицы, тем более что протестная уличная активность — это в традициях стран Южного Кавказа, по крайней мере, если говорить о Грузии, об Армении. Многие сравнивают события в Тбилиси с тем, что происходило в Киеве в конце 2013 года, когда президент Янукович заявил о прекращении переговоров об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе. Я думаю, что оппозиция пытается здесь разыграть тот же сценарий, может быть, спровоцировать власть на жесткие меры, мобилизовать своих сторонников. Но при этом, конечно, давать оценку трудно, потому что, наверное, любые действия власти, даже, может быть, более умеренные, все равно бы спровоцировали реакции и, может быть, были бы истолкованы как некая слабость и возможность для того, чтобы давление на власть усилить. И поэтому мы можем только гадать о том, были ли какие-то альтернативы тому курсу, который был взят «Грузинской мечтой». Но ясно, что общество в Грузии было и остается очень сильно расколотым, и вот эти расколы будут так или иначе проявляться, я думаю, независимо от того, как кончится нынешний раунд противостояния.
— Журналисты цитируют неназванного западного дипломата, что сейчас Грузия выбирает между судьбой Украины и судьбой Белоруссии.
— Понимаете, наверное, это все-таки не совсем корректно, поскольку, если посмотреть на стратегические установки партии «Грузинская мечта», в общем-то, они не отказываются от курса на европейскую интеграцию. Другое дело, что в отличие от своих оппонентов они не готовы платить за эту интеграцию любую цену.
— Как может теперь выйти из этого Грузия, власти, что может предложить обществу и Западу власть? И будет ли вообще что-то предлагать?
— Я думаю, что стратегических уступок от власти ожидать не следует именно потому, что эти уступки лишь повысят активность оппозиции. Оппозиция будет исходить из того, что она может дожать власть, добиться в том числе и пересмотра итогов выборов, и, наверное, шаги будут направлены на то, чтобы расколоть оппозицию, изолировать и маргинализировать наиболее радикальные группы, с которыми, по всей видимости, компромисс едва ли возможен.
Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что власти не рассматривают вопрос назначения повторных парламентских выборов. А президенту Саломе Зурабишвили, которая не считает новый парламент легитимным, все же придется покинуть дворец по истечении срока правления, несмотря на ее отказ.
Кобахидзе поблагодарил полицию за исправление ошибок, терпение и мягкость, проявленную при задержании протестующих. Силовикам приходилось действовать в условиях систематического насилия со стороны митингующих, но они действовали «на более высоком уровне, чем американская и европейская полиция, и успешно защитили государство от очередной попытки подорвать конституционный порядок».
Свежие комментарии