
Один из выносных причалов Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске был поврежден в результате атаки безэкипажных катеров. Пострадавших нет, попадания нефти в акваторию Черного моря не произошло
Удар по объекту Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске несет угрозу для глобальной энергетической безопасности, заявило Минэнерго Казахстана.
В ведомстве назвали недопустимыми любые атаки на сугубо гражданские объекты критической инфраструктуры.
В субботу один из выносных причалов КТК был поврежден в результате атаки безэкипажных катеров. Его дальнейшая эксплуатация невозможна, сообщили в пресс-службе консорциума. Пострадавших нет, попадания нефти в акваторию Черного моря не произошло. Погрузка нефти была остановлена. По данным СМИ, атаку на терминал КТК осуществили ВСУ. Украина это официально не подтверждала, но и не опровергала.
В связи с ударом по терминалу КТК в Новороссийске Казахстан экстренно перенаправит экспорт нефти по альтернативным маршрутам. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Любые альтернативные варианты ограничены по объемам экспорта и значительно дороже. То есть, например, транзитный нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан: там тариф фактически в три раза выше, чем по КТК. Плюс туда еще нужно доставить, то есть докачать нефть до побережья, потом танкерами отвезти в Баку, в Баку перегрузить, потом еще по нефтепроводу прогнать, потом опять загрузить на танкер и уже после этого доставить конечному потребителю. То есть это значительно дороже. Ну и плюс там не такие уж большие объемы.
То есть, естественно, все, что идет по КТК, туда не влезет. Ну, либо, соответственно, можно пытаться сдать нефть как-то в общую российскую систему «Транснефти». Здесь уже разные варианты есть: можно прокачать ту же нефть на Новороссийск, можно качать и на Балтику — так Казахстан и делает. Но, опять же, основные месторождения подключены именно к КТК. Крупнейшие месторождения, то есть примерно 80% той нефти, которая добывается в Казахстане, качается именно через КТК. Поэтому полноценной большой альтернативы нет. В ближайшее время мы не увидим снижение добычи из-за вот этой истории с КТК просто потому, что в районе Новороссийска есть емкости для хранения поступающей нефти. Поэтому сейчас, когда нефть не отгружается, добыча в Казахстане продолжается в прежнем объеме, и вся эта нефть просто качается в накопительные резервуары, которые есть в Новороссийске по КТК. А вот если остановка с отгрузкой продлится какой-то длительный период — несколько дней, — вот тогда уже может быть влияние на объемы производства. Поэтому чем дольше простой, тем мощнее будет влияние. Но в любом случае мы, скорее всего, увидим, что КТК отгрузит меньше, чем было запланировано. Было запланировано порядка 74 млн тонн, к 21 ноября было отгружено примерно 65,5 млн тонн. Поэтому, скорее всего, КТК не выйдет на плановый объем, а значит, не заработает столько, сколько планировали акционеры, среди которых есть и европейские, и американские, и казахстанские, и российские компании. В итоге меньше заработают и непосредственно американские компании. В основном это Chevron: он является акционером крупнейших проектов в Казахстане, и его «дочка» там — крупнейший налогоплательщик в стране. Поэтому как раз таки и поражает, что Казахстан столь ограниченно как-то реагирует на неоднократные целенаправленные удары по КТК. Украина до этого била и по насосным станциям, которые качают нефть к Новороссийску, и по станциям, которые обеспечивают энергоснабжение непосредственно этого нефтепровода, а теперь добрались до выносных погружных устройств. А дальше что будет — танкеры с нефтью начнут подрывать? То есть это основной маршрут экспорта нефти, который добывается в Казахстане».
В пятницу и субботу ударам, предположительно, морских дронов подверглись два танкера российского теневого флота у побережья Турции, на борту возникли задымление и пожар. Команды не пострадали.
Свежие комментарии