Наследники Булгакова запретили режиссеру Константину Богомолову ставить спектакль по мотивам романа. Он и другие деятели культуры обратились в Союз писателей России с инициативой юридически оценить правомерность этого решения. Результат — не в пользу наследников
Предметом спора в отношении авторских прав на наследие Михаила Булгакова становятся произведения, опубликованные уже после смерти писателя. Это, например, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Багровый остров» и «Иван Васильевич». Претендуют на них наследники Елены Сергеевны Шиловской — последней жены Булгакова. Главная ее заслуга — спасение архива. Благодаря тому, что она своевременно перепечатала рукописи, после смерти писателя были опубликованы многие его работы, включая вышеупомянутые.
За год до смерти, в 1939 году, Михаил Афанасьевич оформил завещание на Шиловскую, так как детей у него не было. Все права перешли ей. Но есть нюанс. На момент смерти Булгакова действовало постановление об авторском праве от 1928 года, согласно которому правасоблюдались в течение 15 лет после смерти автора. То есть в 1955 году сроки охраны завершились: все, включая черновики, которые впоследствии были опубликованы в 60-х годах, стало общественным достоянием.
Однако Сергей Шиловский — внук Елены Сергеевны — считает себя правообладателем посмертных произведений Булгакова: без его разрешения их использовать нельзя. Он руководствуется последующими редакциями авторского права в зависимости от ситуации.
Так, в 1991 году срок охраны увеличился до 50 лет со смерти автора. Как раз в этот год режиссер Юрий Кара начал работу над полнометражным фильмом по «Мастеру и Маргарите». К этому времени роман был в статусе public domain. Съемки закончились в конце 1993-го. Тогда принимается новая редакция — срок прав отсчитывается с момента публикации, то есть с 1966 года. И картина выходит в прокат только в 2011 году. Продолжает режиссер Юрий Кара:
Юрий Кара режиссер «Шиловские не имеют никакого права на наследие Булгакова, поскольку он их не усыновил. Они имеют право только на дневники Елены Сергеевны и на квартиру. Поскольку были лихие 90-е, им какой-то левый нотариус заодно с квартирой выписал «Мастера и Маргариту». И они сразу начали насиловать всех книгоиздателей, театральные постановки. Насколько я знаю, пристали и к моим продюсерам, дескать, давайте денег. Они пытались с ними судиться, но они хитро якобы продали права в Голливуд. Поскольку мы фильм закончили до этого принятия [документа], каким-то образом договорились, что в России прокатывать можно. Никуда больше не пустили: меня ждали в Каннах и на других фестивалях, Miramax очень хотел выпустить, Харви Вайнштейн присылал сюда специальных делегатов. Но Шиловские все мне испортили. Сами бы что-нибудь сделали хоть. Кроме того что их дедушка стрелял в Булгакова (слава богу, не попал), больше никакого отношения они к нему не имеют».
С этим согласны многие деятели культуры, в частности режиссер и худрук двух столичных театров Константин Богомолов. Ему Шиловский запретил ставить «Мастера и Маргариту», а режиссеру Андрею Пронькину — «Ивана Васильевича», объясняя это новой редакцией от 2004 года: срок охраны продлевается до 70 лет, если прошлый 50-летний срок на момент принятия закона не истек. А он не истек.
Деятели культуры просили инициировать экспертную и юридическую оценку правомерности распоряжения наследием Булгакова. Адвокат, представляющий интересы Сергея Шиловского, Андрей Гольцблат в этом не видит смысла:
— Почему они опять решили поднять дискуссию об этом? Потому что, наверное, они не хотят платить авторские отчисления.
— О какой сумме примерно идет речь?
— Все зависит от прав, я бы не хотел раскрывать коммерческие детали. Я думаю, что скорее здесь вопрос не цифр, а необходимость договариваться с правообладателем. Господину Богомолову не хочется тратить время на то, чтобы обсуждать условия. Наверное, хочется просто творческой инициативы. Богомолов вел переговоры, но господин Шиловский сказал, что он не предоставит права, если в спектакле будут сцены с обнаженной натурой. Господин Богомолов не согласился, наверное, он обиделся.
— В предыдущей экранизации «Мастера и Маргариты» обнаженки полно. Она ведь тоже по этой же схеме работала с авторскими правами.
— Возможно, я тогда не работал с ним.
— Любая экранизация «Мастера и Маргариты» содержит в себе обнаженку, потому что не может не содержать.
— Предполагает обнаженку. Возможно, он прочитал пьесу и увидел, что там ее слишком много. Не знаю, я с ним это не обсуждал.
Член правления Союза писателей России и президент Евразийского патентного ведомства Григорий Ивлиев экспертизу провел. И подтвердил, что сроки охраны всех произведений Булгакова завершились в 1955 году. Невозможно создать новое произведение после смерти. Шиловская, публикуя черновики в 60-е годы, исключительными правами уже не обладала, все было на договорной основе с типографией. Получается, все это время продюсеры, книгоиздатели и театры платили просто так.
Свежие комментарии