Келин Джорджеску, которого западные СМИ называют пророссийским политиком, не был допущен к голосованию. Новый лидер гонки Симион выстраивает кампанию на правых лозунгах, а давление Запада и роль диаспоры усиливают неопределенность
В Румынии начались повторные президентские выборы. Они пройдут без фаворита гонки — отстраненного со скандалом Келина Джорджеску, которого местные и западные СМИ называют пророссийским политиком.
Он победил в первом туре в конце ноября, набрал почти 23% голосов. Но Конституционный суд аннулировал результаты голосования, мотивировав это «очевидными нарушениями избирательного процесса». Речь шла о предполагаемом иностранном вмешательстве через TikTok, где Джорджеску вел свою предвыборную кампанию. У него больше полумиллиона подписчиков. Румынская разведка допускала, что за успехом праворадикала может стоять Москва, а Верховный совет обороны пришел к выводу, что на избирательный процесс могли повлиять кибератаки со стороны России. Но доказательств представлено не было.
Место Джорджеску в новой президентской гонке занял 38-летний Джордже Симион, лидер оппозиционного крайне правого «Альянса за объединение румын». Как пишет Politico, именно у него наибольшие шансы пройти во второй тур. Симион публично поддерживал Дональда Трампа и называл свою партию «естественным союзником» республиканцев MAGA (Make America Great Again — предвыборный лозунг Трампа). Он критикует Евросоюз и стремится прекратить военную помощь Украине. Симион также находится в «черном списке» у Молдовы, которую называл «искусственным государством».
Также ему запрещен въезд на Украину. Ранее он выступал за возвращение бывших румынских территорий, которые Сталин присоединил к Украине. В случае победы он обещает дать Джорджеску высокий пост.
Всего на этих президентских выборах 11 кандидатов. Среди тех, чьи шансы выйти во второй тур считают высокими, — единый кандидат от правящего блока проевропейских партий, бывший глава сената Крин Антонеску, правоцентристский мэр Бухареста Никушор Дан и экс-премьер Румынии Виктор Понта. Понта также вел кампанию в стиле MAGA, обещая остановить экспорт украинского зерна через румынские порты.
Релаксация «Бизнес FM» обсудила это с корреспондентом «Спутник Молдова» Геннадием Вакуловским:
— Второй тур покажет, чем это завершится. Та часть румынского электората, которая предпочла бы Джорджеску… Во-первых, если Джорджеску нет, тогда Симион лидирует, по крайней мере, в первом туре. Во втором туре перед ним окажется кандидат, который не будет выглядеть слишком интересно и слишком серьезно — тот же Крин Антонеску или мэр Бухареста. Это очень слабые политики на национальном уровне. Их месседж почти повторяется, разница только в нюансах формулировок. Это люди, как будто взятые из одного ведра, чуть-чуть покрасили в разные цвета и вывели их на политическое поле.
— На избирательные участки нынешний лидер предвыборной гонки Симион пришел вместе с Джорджеску, и явно голоса Джорджеску должны перейти. Но достаточно ли потенциала голосов Джорджеску, чтобы победить во втором туре, учитывая, что тот же Понта вел кампанию в стиле MAGA, примерно на тех же лозунгах? Чьи голоса отойдут тому же Антонеску, который считается кандидатом от правящего блока проевропейских партий, а чьи голоса, соответственно, к Симиону?
— Я думаю, что самая сложная задача — это угадать, кто и как проголосует. Можно проследить определенную тенденцию или закономерность. Люди, которые голосуют за либералов, так или иначе, пусть даже с ненавистью смотрят на кандидата не своей партии, но если это все-таки либерал — они, скорее всего, за него проголосуют. Но в Румынии есть очень серьезная прослойка избирателей Социал-демократической партии Румынии, левоцентристской партии. Этот электорат очень интересен — он, скорее всего, консервативно-левых взглядов. Это не слишком воцерковленные люди, но с другой стороны, они очень сильно дорожат семейными, традиционными ценностями. Очень большая часть этого электората во втором туре, скорее всего, поддержит кандидата-консерватора, чем кандидата-либерала — Симиона либо такого кандидата, как просто Антонеску, насколько я понимаю. Но кандидаты от социал-демократов попытались не допустить, чтобы часть электората социал-демократов во втором туре проголосовала за правого кандидата. В этом их такой электоральный прием. Партия — это одно, избиратели — немного другое. Да, конечно, мы же прекрасно понимаем, что избиратель — это не собственность и не дети или чадо партии. Каждый человек, когда заходит в кабину для голосования, решает сам за себя.
— Насколько популярна тема, которую поднимает тот же Симион — присоединение части Молдовы, присоединение части Украины к Румынии?
— Можно сказать — она очень непопулярна. С одной стороны, по опросам процент жителей Румынии, которые готовы сегодня сказать «да» тому же воссоединению, например, с Молдовой — очень маленький. С другой стороны, вопрос возвращения территорий за границами, на которых в большинстве своем живут люди, говорящие на румынском языке, сразу провоцирует эмоциональный подъем в румынском обществе. Так как у Румынии нет других национальных серьезных проектов, политикам приходится прибегать к теме объединения с Молдовой, возвращения Буковины и так далее — как будто речь идет о серьезных людях, которые в состоянии это реализовать.
— Ждать ли на этот раз отмены итогов, допустим, первого тура?
— Симион тоже ведет свою предвыборную кампанию в значительной мере через TikTok. Если вспомнить итоги прошлого первого тура, то у Симиона могут возникнуть проблемы. Но я не думаю. Слишком мало предпосылок для того, чтобы власти пошли на такое. Если вспомнить, что было после исключения Келина Джорджеску из политического процесса — насколько это будоражило общество — второй раз это может быть еще хуже. Ситуация может выйти из-под контроля. Риск маленький, что это произойдет. С другой стороны, на Румынию сегодня давит администрация Трампа. С Джорджеску случилось то, что случилось при администрации Байдена. Сегодня разлом, который все уже видят, между Европой — просоросовской, либеральной — и консервативным управлением во главе с Трампом в США делает невозможным консенсус по вопросу того, как должны пройти выборы в Румынии. Поэтому благодаря прессингу со стороны администрации Трампа в Бухаресте политический класс очень осторожно подходит к вопросу — снимать или не снимать кого-то. Они могут даже пожалеть очень сильно, что сняли Джорджеску.
Как пишет The Guardian, важную роль в голосовании сыграет европейская диаспора Румынии. Больше половины из 7 млн граждан, живущих вне страны, в прошлом году проголосовали за Джорджеску.
Свежие комментарии