На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 781 подписчик

Свежие комментарии

  • Чак
    Молодой мальчик, все смешные предложения уже были. Пусть учит современную историю России.Вологодский губер...
  • Сергей Карабухин
    ..Скоро фашистского США не будет, А БУДЕТ ПРОЛИВ ИМЕНИ СТАЛИНА...NYT: Байден вперв...
  • Андрей Шишинов
    "как повлияет визовый режим на турпоток"                                                                             ...Черногория, возмо...

Судам дали рекомендации по спорам об авторских правах на фото

Фотографии, содержащие в себе лишь «информацию об объекте съемки», не должны автоматически причисляться к охраняемым. Это касается произведений, которые созданы творческим трудом. Разъяснения дали на фоне волны претензий к бизнесу

Судам даны новые рекомендации о том, какие фотографии должны охраняться авторским правом, а какие — нет.

Фотографии, содержащие в себе лишь «информацию об объекте съемки», не должны автоматически причисляться к охраняемым авторским правом. Авторское право должно закрепляться за произведениями, которые созданы творческим трудом. Такую трактовку дает совет при суде по интеллектуальным правам, пишет газета «Коммерсантъ».

Разъяснения были даны на фоне волн исков и претензий к бизнесу. В редакцию Business FM тоже приходили жалобы — продавцы на маркетплейсах получают десятки исков от компаний — защитников авторского права.

Фактически разъяснения совета означают, что фотографам, чтобы закрепить авторское право за своими работами, мало будет просто сфотографировать товар на белом фоне. Теперь нужно будет продумывать творческие моменты, говорит рекламный фотограф Дмитрий Соболев. Он получал предложения «посотрудничать» от компаний — защитников авторского права:

— Частенько те же заказчики для маркетплейсов хотят выделиться карточками как-то среди вот этого всего списка однотипных одинаковых товаров. И в таких съемках мы используем какой-либо декор, стилистическое оформление, руки людей, дополнительные элементы, какие-то цветные фоны интерьерные. Надо тогда, наверное, воспринимать эту историю уже как не только информацию об объекте съемки, но еще и как творческую композицию. В таком случае, видимо, фотографы и заказчики имеют право обжаловать в суде эту историю. Я так это вижу.

— И вы теперь будете вводить, наверное, эти элементы в обязательном порядке на всякий случай?

— Есть юристы, которые с этим разбираются. Заказчик от нас всегда получает, если ему необходимо, договор, исходники. С исходниками в формате он может обратиться в суд и доказать, что это именно ему были сделаны эти фотографии и он заплатил за это деньги. Что касательно маркетплейсов, они в таких ситуациях всегда на стороне этого обиженного человека. То есть стоит ему только подать какую-то заявку, сразу эти конкуренты, которые украли чужие фотографии, вылетают. Более того, сейчас есть юридические конторы, выходили со мной на связь, которые с использованием нейросети и современных поисковых технологий мониторят специально маркетплейсы на дубли фотографий. То есть там не человек уже сидит и это отслеживает, а все выявляется роботизированным путем, кто у кого украл, где какие дубли.

— И они хотят сыграть на вашей стороне и подать иск?

— Да.

— Кстати, о какой комиссии они говорили, когда выходили на вас?

— Довольно много, больше 50% они забирают себе от сделок, даже что-то порядка 70%, по-моему. Но тут надо понимать, что судебные издержки на юристов в любом случае велики, и даже если человек что-то с этого зарабатывает, не вкладывая своих физических, временных и иных ресурсов, то это уже неплохо.

Другими словами, как считают юристы, авторам изображений для маркетплейсов и каталогов придется запасаться доказательствами того, что фото товаров на белом фоне тоже содержат элемент творчества.

Впрочем, даже если ты получаешь иск о неправомерном использовании изображений, защищенных авторским правом, исправить ситуацию нетрудно. Многие изображения на тех же маркетплейсах похожи друг на друга до степени смешения и нужно лишь подправить некоторые детали, говорит продавец товаров для сада и дачи на Wildberries Глеб:

— Вы можете поменять шрифт, поменять текст чуть-чуть, поменять модель, и уже, получается, собственник этого контента ничего не может вам предъявить. К нам приходили иски, мы в данный момент корректировали шрифт либо меняли чуть-чуть цветовую гамму. Это уже наша карточка, наш фотоконтент. И наши карточки автоматически разблокировались, и вопросов с точки зрения собственника этого контента нет. Но при этом на других площадках вообще есть возможность использовать контент конкурента за основу. Допустим, в «Яндекс Маркете» одна карточка, и с ней работают все-все селлеры. И получается, вы даже не можете изменить визуал под свой товар, то есть единый фотоконтент для всех конкурентов. К нам предъявляли претензии собственники-правообладатели, мы корректировали контент, и вопросов со стороны маркетплейса у нас не было.

— Что вы думаете о новых разъяснениях суда по интеллектуальным правам?

— Не знаю, мы с этим не сталкивались, это нужно больше обращаться к селлерам, которых штрафуют и у которых уже действительно есть удержания по этим суммам, у нас удержаний не было. Чтобы это решить, тогда нужно изначально, когда вы делаете фотоконтент, его защищать, тогда вопросов с точки зрения фотоконтента не будет. То есть изначально, когда вы создаете свой фотоконтент, защищать эти авторские права, регистрировать, и тогда, если эти компании будут обращаться к вам, у вас уже будут документы, подтверждающие то, что это ваш фотоконтент, и автоматически дела будут разваливаться.

Сегодня арбитражные суды регулярно рассматривают иски, связанные с нарушением авторских прав на фотографии. Чаще всего иски подают компании, которые специализируются на поиске нарушений и за комиссию готовы представлять интересы автора в суде.

Ранее Business FM рассказывала историю предпринимателя, которому начали приходить претензии по паре штук в месяц. Компания, рассылающая письма, в 2022 году открыла более 300 судебных дел, спустя год число исков увеличилось до 1,6 тысячи, а в этом году перевалило за две тысячи. Суммы исков — в среднем около 50 тысяч рублей. Годовая прибыль компании выросла на несколько миллионов.

Как напоминают юристы, пленум Верховного суда еще в 2019 году разъяснил, что объектом авторского права не считаются, например, фотографии, сделанные в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения. Новые рекомендации сделают практику судов более единообразной — и у судов, и у граждан будет понимание, что не любая фотография подлежит охране.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх