
Европейцы резко активизировали проработку вариантов гарантий безопасности Украины на период после прекращения огня. Как будто согласие Москвы на это либо уже есть, либо они исходят из того, что в нем не нуждаются. К чему это может привести, рассуждает Георгий Бовт
«Мы не можем согласиться с тем, что теперь предлагается вопросы безопасности решать без Российской Федерации.
Это не получится… Я уверен, что на Западе, прежде всего в США, прекрасно понимают, что всерьез обсуждать вопросы безопасности без участия Российской Федерации — это утопия», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
По его словам, Москва выступает за то, чтобы «эти гарантии были действительно надежными», и самым жизнеспособным будет вариант, прописанный в проекте Стамбульских договоренностей весной 2022 года. Тогда, утверждает Лавров, Украина предлагала закрепить свой нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус, а гарантами ее безопасности должны были стать постоянные члены Совбеза ООН, включая Россию и Китай.
Также упоминались Германия и Турция. С точки зрения Лаврова, это означало, что «безопасность всех заинтересованных сторон будет обеспечиваться на равноправной, равной, неделимой основе», поэтому тот подход Россия поддержала.
Касательно возможной встречи Путина и Зеленского он отметил, что, «когда речь идет о встречах на высшем уровне, необходимо самым тщательным образом их подготовить на всех предшествующих ступенях».
Москва «инициировала создание различных рабочих групп», в которых Украина и Россия «могли бы обсуждать различные аспекты мирного урегулирования», в том числе и «политические вопросы».
Между тем европейские союзники Киева продолжают активно прорабатывать свой проект гарантий для Украины. О чем идет речь?
Европейцы резко активизировали проработку вариантов гарантий безопасности Украины на период после прекращения огня. Как будто согласие Москвы на это либо уже есть, либо они исходят из того, что в нем не нуждаются. Обсуждения идут на уровне в том числе военного руководства в рамках «коалиции желающих» из примерно 30 стран — наиболее твердых сторонниц Украины. Не менее десяти выразили готовность отправить своих военных. Возглавляют инициативу Великобритания и Франция. Даже Эстония заявила, что может отправить роту. Готова поучаствовать еще недавно нейтральная Швеция, чьих войск на Украине не было со времен Полтавской битвы. В Германии канцлер Мерц вроде за, но против члены правительственной коалиции из СДПГ. Отправка немецких войск за границу требует согласия парламента.
Европейцы воодушевлены еще и обещанием Трампа на встрече 18 августа не только предоставить Киеву гарантии безопасности на уровне 5-й статьи Договора НАТО, но и поучаствовать в этом, но без отправки американских войск. Проект предполагаемых мер будет готов уже к концу недели. Тогда же якобы Белый дом представит проект мирного плана Киеву и Москве. По одному из вариантов отправка европейских войск на Украину может предусматривать общую координацию США, при этом войска будут действовать под национальными флагами. Обсуждается возможность американской поддержки по части логистики и с воздуха, а также создания бесполетной зоны в центральной и западной частях страны. Более мягкий вариант предусматривает ограничиться обучением, военно-технической поддержкой, поставками вооружений.
В Вашингтоне 18 августа говорили о закупке для Украины оружия на 90 млрд долларов, включая еще десять систем ПВО Patriot. В режиме онлайн 20 августа руководители военных ведомств НАТО обсудили разные варианты, а накануне генерал Дэн Кейн, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, встретился в Вашингтоне с некоторыми европейскими коллегами.
Заявление Лаврова стало одним из очень немногих, выражающих реакцию Москвы на происходящее после саммита на Аляске, он упомянул Китай в качестве возможного гаранта безопасности Украины, напомнив о необходимости участия еще и России, которую Европа пока игнорирует. Владимир Путин и Си Цзиньпин не созванивались после саммита в Анкоридже, но общались до него. Возможно, какие-то вопросы были согласованы, утечки в западных СМИ на сей счет были. В ходе переговоров в Стамбуле весной 2022 года Москва потребовала, чтобы гарантами безопасности Украины выступили все члены Совбеза ООН, причем только в формате консенсуса между ними.
Теоретически отправка миротворцев в зону конфликта для соблюдения режима прекращения огня — вполне отработанная в Совбезе ООН процедура, обычно она предусматривает согласие всех сторон с национальным составом такого контингента и его мандатом. Однако со стороны ЕС сейчас преобладает такой тон обсуждения, будто речь идет об отправке экспедиционного корпуса после поражения России.
Глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас откровенно говорит, что ЕС не допускает никаких договоренностей с Россией и будет продолжать санкционное давление. Лавров назвал это в непривычно мягкой манере «неэтичными попытками» Европы изменить позицию США и отсутствием конструктива со стороны европейцев на встрече в Белом доме 18 августа. В Киеве тоже заняли непримиримую позицию и тоже отдельно отмечают США: «США и РФ не навяжут Украине условий, которые не примет украинский народ», — утверждает советник главы офиса президента Михаил Подоляк, добавив, что Украина будет требовать введения западных войск на свою территорию.
На таком фоне странно звучат рассуждения о выборе уже и места встречи Путина и Зеленского. Причем чуть ли не через две-три недели. В ЕС фактически ультимативно требуют от Москвы такой встречи, увязывая с новыми санкциями, явно понимая, что при столь коротких сроках и отсутствии согласия по принципиальным вопросам она обречена на провал и вряд ли вообще состоится. Но нужно показать Трампу недоговороспособность Кремля. Почему-то называют Женеву и Будапешт. Хотя ранее Москва заявляла, что Швейцария утратила в нынешней ситуации нейтральный статус. А путь в Венгрию лежит через воздушное пространство стран НАТО, Путин таким маршрутом не полетит.
Лавров рассказал, что пока Россия «внесла предложение повысить уровень глав делегаций на переговорах с Украиной», не уточнив деталей. Возможно, об этом в том числе говорили Путин с Эрдоганом по телефону 20 августа. Не похоже, что в Москве верят в скорый саммит с Зеленским, если вообще в такое верят. Особенно на фоне приготовлений к отправке на Украину европейских войск. Хотя пока это всего лишь грозные, но слова. Лавров называет такие действия без согласия Москвы «путем в никуда». Хотя направление как раз вполне просматривается — к прямому военному столкновению России и НАТО. Если приготовления к отправке «сил гарантий безопасности» и дальше пойдут в том же духе, как фактическое оформление военного поражения России, то Москве все же придется обозначить свою позицию в более резкой форме, в том числе рискуя поссориться с президентом США.
Свежие комментарии