Business FM спросила предпринимателей, чья деятельность связана с Киргизией, как решение банков повлияет на их бизнес
В Киргизии 12 банков объявили о приостановке денежных переводов в обоих направлениях в российские «Сбербанк», «МТС Банк» и Т-Банк через мобильные приложения из-за антироссийских, пишет издание 24.kg.
При этом операции еще проходят через три местных банка: «Айыл банк», банк «Компаньон» и «ЕСБ».
Также на сегодняшний день возможна отправка/получение денежных переводов из/в Россию без открытия счета через платежные системы «Юнистрим», «Золотая корона», «Астрасенд» и PLUSPAY.
В Нацбанке республики сообщили, что коммерческие банки республики «обязаны соблюдать законодательство по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег». Это подразумевает тщательную проверку клиентов и операций для предотвращения возможных вторичных санкций.
К каким последствиям приведет такое ограничение? Business FM поговорила с тем, кого оно может коснутся.
Старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
— Мы работаем с Киргизией в основном через платежных агентов. Действительно, усложнились некоторые транзакции, но пока с нашим опытом не так сильно. Мы ждем, что ситуация будет ухудшаться, но изменения есть: изменилось количество дней платежей, усложнились сами платежи, но пока некритично. Ждем, что недели через две мы это все на себе почувствуем. Но стоит ради объективности отметить, что у нас небольшой объем через Киргизию. Когда я даю комментарии по поводу китайских банков, а я сейчас как раз в Шанхае нахожусь, или каких-то других банков, там у нас значительные объемы и большой накопленный практический опыт. В Киргизии незначительные объемы, для нас это некритично, потому что объемы небольшие. Увеличилось на 30-40% количество дней, тоже, скорее всего, этот канал будет очень сильно сужен до совсем минимальных объемов.
— У вас есть другие пути, если все отрубится?
— Как сказала госпожа Набиуллина, лучше о трансграничных платежах и вообще о платежах не говорить: говорим мы, а слушают те, кто потом принимает решения. Безусловно, мы адаптируемся, я скажу так.
***
Сооснователь цифровой платформы для бизнеса «Digital — ВЭД» Анна Фомичева:
— Будем ставить торговые дома и принимать туда денежные средства от киргизских юрлиц. Нас, предпринимателей, это уже коснулось: из Китая, Вьетнама, Индии платить в Россию не хотят, поэтому мы эту экспортную выручку и используем для встречных потоков, чтобы оплатить импорт, а экспортерам, нерезидентам, рубль здесь отдаем. Эта новость касается физлиц — да, печально, мы использовали киргизские карты, чтобы производить разные манипуляции. Сейчас у меня есть деньги на киргизских картах, я не смогу их отправить в Сбербанк — хорошо, пусть лежат, буду тогда за границей тратить, это просто дополнительное ограничение, к которому мы все были готовы.
— Другой бизнес, именно юрлица, говорят, что у них стали задерживаться платежи.
— Киргизские банки дольше проверяют платежи, а чтобы они пролетали быстрее, готовьте весь пакет документов для киргизского банка, пожалуйста, держите в Киргизии человека, который будет ходить в банк, сидеть и говорить: «Что там с нашим платежом, куда вам документы скинуть, а вы посмотрели документы?» Платежный агент — это не просто красивое название нового бизнеса, это бизнес, который тоже нужно организовывать. Думать, что откроешь в Киргизии компанию и будешь через нее деньги проводить транзит, утопично, особенно если компания открыта на российских физлиц, с этим тоже есть определенные сложности. Но у меня пока одно юрлицо. У меня их три там: два — на киргизов, одно — на российское юрлицо, пока потихоньку идут. Но сколько это продлится? Китайцы тоже запрашивают паспортные данные учредителя киргизской компании, мы с этим справляемся, это ежедневные сложности, которые теперь сопровождают внешнеэкономическую деятельность.
***
Политолог из Киргизии Марс Сариев:
— В России находится очень много мигрантов — около миллиона — из Кыргызстана, и для них эти проблемы создают очень большие трудности. И, конечно, в Кыргызстане находятся российские релоканты.
— Насколько это обсуждается?
— Да, у нас обсуждается на форумах, потому что это создает трудности и бьет по экономическому состоянию страны, потому что свободные платежи — это экономика в первую очередь. Кыргызстан является основным пунктом прохода товаров в Россию. Я думаю, что какие-то лазейки есть. Если люди не возмущаются, значит, они находят [способы], я сейчас не вижу особо, обычно сразу начинается волна.Три банка продолжают работать, думаю, что, если даже останется два банка, это вызовет волну недовольства, и уже будет некий политический аспект, потому что это будет свидетельствовать о том, что Кыргызстан взял курс на Запад и таким образом дистанцируется от России. По банкам, думаю, будут поднимать вопросы, потому что это очень большие неудобства для наших граждан.
В начале августа президент Киргизии Садыр Жапаров заявил, что США хотят оказать давление на республику и перетянуть на свою сторону в вопросе антироссийских санкций.
Ранее в СМИ появилась информация, что на имя президента Киргизии направлено письмо от сенатора США Роберта Менендеса, в котором он просит соблюдения введенных санкций против России.
Жапаров отметил, что нет никаких оснований полагать, что Киргизия помогает России обходить санкции.
Свежие комментарии