«Национальный совет такси» написал обращение к премьер-министру. Из-за высокой ключевой ставки кредиты на лизинг машин брать невыгодно, а внятных и удобных программ для льготного лизинга нет. Операционная рентабельность машины, взятой в лизинг на четыре года, ушла в минус, указывают участники рынка
Таксисты просят льготных условий для лизинга автомобилей. Ставка стала заградительной, а бизнес перевозок — нерентабельным. Нужно снизить ставку хотя бы до 18%, говорится в обращении ассоциации «Национальный совет такси» в адрес премьера Михаила Мишустина. Документ оказался в распоряжении «Ведомостей». Игроки рынка признают, что льготный лизинг потребует серьезных дотаций из бюджета.
Чтобы опустить ставку лизинга с нынешнего уровня в 20% и выше — потребуется вливать почти 7,5 млрд рублей ежегодно, посчитали в ассоциации. Это позволит опустить ставку аренды до 18% — это порог, на котором появится минимальная рентабельность бизнеса перевозок. По словам игроков рынка, сегодня лизинговые платежи — основная статья расходов средних российских таксопарков.
А из-за роста цен на машины, индексации утильсбора и высокой ключевой ставки — операционная рентабельность машины, взятой в лизинг на четыре года, ушла в минус. Хотя еще в 2023 году бизнес был в плюсе, на 5-10%. Владелец одного из таксопарков Дмитрий уже избавляется от бизнеса:«У меня большей частью все машины были всегда за деньги куплены. Я, честно говоря, стал от такси потихоньку отходить, никакого смысла нет. Лизинговые платежи сейчас огромные стали. В реальности будут какие-то субсидии непонятно кому. Субсидии получить дело такое не очень легкое. Я, честно говоря, практически все машины отдал на выкуп, перешел на грузовые. Китайские машины по надежности хуже, непонятно как они даже три года отъездят. Я раньше платил за новые «Оптимы», в 2019-20 годах у меня платежи были по 45-55 тысяч рублей, а сейчас на китайские помойки платеж 120-150 тысяч. Что даст эта субсидия? Насколько сейчас все дороже запчасти, никто вам субсидировать потом все равно не будет ремонт и так далее».
Как выглядит лизинг такси сегодня? Это формат долгосрочной аренды автомобиля, когда машина берется на определенный срок, чтобы клиент сразу начал развозить пассажиров. Ежемесячно он выплачивает часть стоимости автомобиля. Машину можно выкупить до конца срока. Другими словами, бизнес привык в случае с лизингом закладываться вдолгую. А сейчас горизонт планирования — от одного заседания ЦБ до другого, говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Некоторые лизинговые компании в связи с повышением ставки Центробанка даже задним числом по договорам, заключенным ранее, подняли лизинговые платежи за автомобильчики. Замена таксопарка происходит сейчас гораздо хуже, потому что лизинговые платежи просто стали неподъемные. Льготные программы, конечно, отрасли очень нужны. Давайте не будем забывать, что средний пробег автомобиля такси в год 120-140 тысяч. То есть сейчас, если замены парка более активно не будет происходить, то мы приходим уже к среднему возрасту автомобилей где-то 7-8 лет. То есть это автомобили, Которые с пробегом 600-700 тысяч километров, для отечественного автопрома это достаточно критично».
Средняя стоимость автомобиля такси, по подсчетам ассоциации, — почти 2 млн рублей, а потребность отрасли в обновлении парка — 60 тысяч машин в год. И самое главное — льготный лизинг уже существует! Только у него много ограничений — действующая программа только для авто с ДВС, набирающих две тысячи баллов и выше за локализацию. Другими словами, это продукция АвтоВАЗа. На китайские марки нет ничего. Продолжает председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков:
Андрей Попков председатель координационного совета профсоюза «Таксист» «У нас катастрофическая ситуация с лизингом и с автомобилями проблемы. Да, там в основном Китай идет не очень хорошего качества, поэтому нет хороших государственных программ поддержки таксомоторной отрасли, есть какие-то кривые программы, непонятные, нагромождение всяких документов и бумаг, а простых доходчивых и нормальных программ нет. Вот для этого и было обращение к Мишустину, да, они обращались, все правильно. Проценты высокие, автомобили дорогие. Вот и все, все просто. В случае, если правительство не прислушается, ожидаем рост цен, уход из отрасли игроков, сокращение автомобилей такси».
В «Газпромбанк лизинге» «Ведомостям» сообщили, что госпрограмма Минпромторга не предполагает снижения ставки по договору лизинга, субсидия выдается лишь на авансовый платеж до 10% от стоимости машины.
Поэтому отдельная программа для обновления таксопарков будет кстати, считают уже в «Альфа-лизинге». А в Яндекс.Такси сообщили, что будут и дальше развивать договоренности о скидках и квотах на автомобили для партнеров сервиса.
Свежие комментарии