На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 784 подписчика

Свежие комментарии

Креативно-деловые кластеры, часть III: умение сделать из неудобного интересное

По мнению архитекторов, городские креативные кластеры прекрасно чувствуют себя в нестандартных зданиях бывших промзон, но сам смысл существования таких пространств состоит в развитии и постоянной трансформации

Обсудив, какие задачи при создании креативно-деловых, креативно-производственных и мультиформатных кластеров решают город и бизнес (как тот, что создает такие пространства, так и тот, который ими пользуется в качестве арендаторов), как реагируют на их появление местные жители, креативный класс и представители молодого поколения, правильно было бы под финал дать слово архитекторам.

Что они думают о теории и практике появления городских креативных пространств? И от каких ошибок готовы предостеречь?

«Креативно-деловой кластер — чаще всего место работы или пространство реализации для творческих людей и предпринимателей из креативных индустрий, тех, кто не только занимается творчеством, но зарабатывает им. Обычно такие кластеры занимают бывшие промышленные здания: как правило, они удачно расположены недалеко от центра города, и эти площади легко преобразовать в разноформатные интересные пространства», — делится опытом сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.

Олег Шапиро сооснователь бюро Wowhaus «Нестандартную недвижимость бывших промзон сложно приспособить под какие-то обычные функции, в том числе поэтому стоимость аренды там не самая высокая. Но креативные кластеры прекрасно себя чувствуют в таких пространствах: они умеют извлечь пользу из неудобств и дефицита, превратить их в преимущества и сделать из неудобного интересное. Основное — кластеры должны иметь хорошую доступность, в том числе для общественного транспорта, потому что масса людей из креативных индустрий — это молодые люди не с самым высоким доходом. Доступность важна и для условных заказчиков, в плотном общении с которыми обычно функционируют креативные индустрии. Во-вторых, для этих небольших и средних компаний нужны разноформатные офисы, поэтому лучше, чтобы это была разнообразная, мелкоделимая среда. Сложно себе представить творческую компанию в стандартном офисном опенспейсе, а вот бывшие промплощадки, которые развивались долго, в которых есть разные помещения — цеха, отдельно стоящие домики, — подходящее место для обитателей креативных кластеров. То есть это пространство должно быть интересное, делимое и доступное. Бывает, что в отдельном кластере преобладает какой-то определенный вид творчества, или на его территории есть какой-то известный арендатор, например театр, клуб или галерея, но это совсем не обязательно для успеха. Обычно кластер — это всегда много функций и довольно сложный творческий конгломерат. Взять тот же московский Artplay: тут есть и архитектурные бюро, и выставочные залы, и театральные студии, и киноплощадки, и крупный образовательный центр Universal University».

«Креативные кластеры — это многофункциональные системы. И если технопарки способствуют развитию инноваций, то креативные кластеры реализуют функции инкубаторов креативной экономики. Последняя требует определенных условий для развития, обладает характерной структурой спроса и направлена на взаимодействие с конкретными целевыми аудиториями», — продолжает другой собеседник BFM.ru, основатель и руководитель архитектурного бюро Archinform Тимур Абдуллаев:

Тимур Абдуллаев: Известные нам современные креативные кластеры появляются в результате последовательного, но при этом отчасти хаотичного развития. Вначале процесс образования таких систем напоминал игру: не совсем ликвидный с точки зрения девелопмента объект реновировали и наполняли новыми функциями. Часто такая практика реализовывалась на льготных или очень привлекательных условиях. Территорию открывали для креативных индустрий: стартапов, малого бизнеса, художников и дизайнеров, а эти агенты привлекали в локацию разную аудиторию. Становление московских креативных кластеров — «Винзавода», «Флакона», «Красного Октября» — шло по похожему сценарию: территория, которая не жила полнокровно, благодаря льготам для присутствия определенного сегмента предпринимателей получала импульс развития. Со временем эти пространства начали расти самостоятельно и становились инвестиционно привлекательными. Рискну предположить, что наличие креативного кластера действительно капитализирует территорию своего присутствия в тех случаях, когда его вписывают внутрь более масштабной и осознанной бизнес-модели. Отмечу, что это вопрос открытый: возможно, мы увидим, как территории, сделавшие в своем развитии ставку на наличие креативных кластеров, в следующих трансформациях перейдут на экономически успешную стадию девелопмента. Такие кейсы в России есть: территории проектировались таким образом, чтобы присутствующий на них креативный кластер служил капитализации и самой этой локации, и соседних. Наличие креативного кластера формирует у горожан привлекательный образ пространства: московские Artplay и «Дизайн-завод» (бывший «Дизайн-завод Флакон»), петербургский «Севкабель порт», «Уральский рабочий» (бывшая типография) в Екатеринбурге — здесь интересно бывать, здесь интересно коммуницировать, здесь интересно потреблять и оставлять деньги. Динамичное развитие креативных кластеров влечет за собой создание новых форм рабочих пространств — коворкингов. Такие мобильные форматы очень востребованы резидентами креативных кластеров, которые не нуждаются в больших и стационарных офисных площадях. Постепенно креативный бизнес, как и любой другой, укрепился: в современной экономике есть примеры компаний сферы креативных индустрий, которые имеют миллиардные обороты и являются мощными арендаторами разнообразных площадок в офисных центрах. Развитие бизнеса и сопровождающие его изменения в пространственно-функциональных потребностях органическим образом стимулируют формирование гибридов — культурно-креативно-деловых кластеров — и сопровождающих их появление бизнес-центров как отдельного сегмента деловой недвижимости.
На территории «Винзавода». Фото: Сергей Соболев/Фотобанк Лори

Вправе ли мы утверждать, что чем больше в городе креативных пространств, тем лучше?
Тимур Абдуллаев: Нужно артикулировать вопрос емкости рынка креативных индустрий и расчета емкости, необходимой для функционирования креативных кластеров. Москва — мощный город с многомиллионным населением, здесь действуют самостоятельные сильные площадки, которые развиваются и укрепляются. А для многих нестоличных российских городов тема креативных кластеров в какой-то момент стала очень модной: предлагать проекты по их созданию стали и бизнесмены, и власть, и представители арт-сообществ. Быстро выяснилось, что запуск таких систем — не механический акт. Креативные и креативно-деловые кластеры — это в первую очередь люди, которые эти пространства наполняют. Нельзя просто отвести под КДП определенную территорию и ждать, когда она начнет развиваться. Я сам был свидетелем таких историй: под креативный кластер передается пространство, релевантное его задачам, предпринимаются усилия, вкладываются деньги. В результате проект привлекает небольших арендаторов: уличную еду, маленькие торговые точки, здесь возникает незначительная коммерческая активность, но вот основные, якорные креативные арендаторы не приходят. Отчасти это неудача обуславливается тем, что в небольших городах отсутствует достаточная концентрация креативного класса. На мой взгляд, развитие любого креативного кластера должно отталкиваться от пула основных участников, составляющих фундамент проекта, обладающего потенциалом и ресурсами укорениться на территории. Эти базовые игроки могут стать центробежной силой, формирующей окружающую реальность. Так пространство разовьется органически и станет креативным кластером — таким, каким мы хотим его видеть: местом и для бизнеса, и для отдыха, и для еды, и для развлечений, и для работы, и для ретейла. Существующая в таком виде целостная законченная бизнес-модель начинает прокачивать, развивать и преумножать саму себя. Запуск креативного кластера — каждый раз уникальная история со своими якорными участниками. Поэтому было бы результативно, эффективно и интересно, если бы креативные кластеры не воспринимались как единообразные модели, а проектировались и выстраивались за счет своей уникальной направленности. Такие примеры я встречаю редко. Однако повторю: в случае с креативными кластерами нужно все соотносить со скоростью и темпами развития креативной экономики в России.
А что такое креативные кластеры для архитекторов? В чем состоит их, архитекторов, задача?
Тимур Абдуллаев: Для архитекторов эта работа связана с реновацией исторической или промышленной застройки. Такие локации часто интегрированы в сложившуюся городскую ткань: это могут быть локации с ярко выраженной «памятью места», пространства с собственной историей. Последняя становится фактурой для генерации новых творческих активностей. Поэтому для архитекторов это всегда работа с контекстом, со сложившейся и уникальной городской моделью. Масштабы, конечно, могут быть разными: и дворик, и площадка бывшего промышленного предприятия открывают интересные сценарии интеграции старого и нового. И архитектор может стать полноценным медиатором процесса: взаимодействовать со стейкхолдерами, уделять внимание логистике, анализировать исторические факты, понимать контекст и создавать сложную историю, где старое переплетается с новым, что-то реконструируется, что-то строится заново. Очень важный фактор в становлении и развитии кластеров — гибкость. Смысл существования таких пространственно-экономических систем состоит в постоянной трансформации, перетекании, развитии, смене функциональности и арендаторов. Кластер — всегда немного «открытая» модель, снабженная множеством портов для стыковки новых участников и новых коммуникаций. Поэтому специфика работы архитектора состоит в гибком, живом подходе, учитывающем специфику городского контекста и аналитические данные.

По словам архитектора тульского креативного пространства «Искра» Романа Устименко, создав идею и концепцию, архитектор неуклонно должен ее блюсти, следить за ходом и развитием, направлять вперед. То есть быть главным амбассадором концепции, чтобы кластер жил, развивался, но не сворачивал со своего основного вектора.

«Однако в кластере может быть великолепная архитектура, идеальное расположение, большие вложенные деньги, но, если будет отсутствовать ДНК, ничего не получится. Только человек может наполнить смыслом пространство. Бизнесу и креативному сообществу очень важно быть в постоянном диалоге, и управленческие решения должны приниматься регулярно — сезонно, событийно. Только постоянное движение может поддерживать интерес людей к кластеру, тогда он не будет пресным», — уверен Роман Устименко.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх