По мнению архитекторов, городские креативные кластеры прекрасно чувствуют себя в нестандартных зданиях бывших промзон, но сам смысл существования таких пространств состоит в развитии и постоянной трансформации
Обсудив, какие задачи при создании креативно-деловых, креативно-производственных и мультиформатных кластеров решают город и бизнес (как тот, что создает такие пространства, так и тот, который ими пользуется в качестве арендаторов), как реагируют на их появление местные жители, креативный класс и представители молодого поколения, правильно было бы под финал дать слово архитекторам.
Что они думают о теории и практике появления городских креативных пространств? И от каких ошибок готовы предостеречь?«Креативно-деловой кластер — чаще всего место работы или пространство реализации для творческих людей и предпринимателей из креативных индустрий, тех, кто не только занимается творчеством, но зарабатывает им. Обычно такие кластеры занимают бывшие промышленные здания: как правило, они удачно расположены недалеко от центра города, и эти площади легко преобразовать в разноформатные интересные пространства», — делится опытом сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.
Олег Шапиро сооснователь бюро Wowhaus «Нестандартную недвижимость бывших промзон сложно приспособить под какие-то обычные функции, в том числе поэтому стоимость аренды там не самая высокая. Но креативные кластеры прекрасно себя чувствуют в таких пространствах: они умеют извлечь пользу из неудобств и дефицита, превратить их в преимущества и сделать из неудобного интересное. Основное — кластеры должны иметь хорошую доступность, в том числе для общественного транспорта, потому что масса людей из креативных индустрий — это молодые люди не с самым высоким доходом. Доступность важна и для условных заказчиков, в плотном общении с которыми обычно функционируют креативные индустрии. Во-вторых, для этих небольших и средних компаний нужны разноформатные офисы, поэтому лучше, чтобы это была разнообразная, мелкоделимая среда. Сложно себе представить творческую компанию в стандартном офисном опенспейсе, а вот бывшие промплощадки, которые развивались долго, в которых есть разные помещения — цеха, отдельно стоящие домики, — подходящее место для обитателей креативных кластеров. То есть это пространство должно быть интересное, делимое и доступное. Бывает, что в отдельном кластере преобладает какой-то определенный вид творчества, или на его территории есть какой-то известный арендатор, например театр, клуб или галерея, но это совсем не обязательно для успеха. Обычно кластер — это всегда много функций и довольно сложный творческий конгломерат. Взять тот же московский Artplay: тут есть и архитектурные бюро, и выставочные залы, и театральные студии, и киноплощадки, и крупный образовательный центр Universal University».
«Креативные кластеры — это многофункциональные системы. И если технопарки способствуют развитию инноваций, то креативные кластеры реализуют функции инкубаторов креативной экономики. Последняя требует определенных условий для развития, обладает характерной структурой спроса и направлена на взаимодействие с конкретными целевыми аудиториями», — продолжает другой собеседник BFM.ru, основатель и руководитель архитектурного бюро Archinform Тимур Абдуллаев:
По словам архитектора тульского креативного пространства «Искра» Романа Устименко, создав идею и концепцию, архитектор неуклонно должен ее блюсти, следить за ходом и развитием, направлять вперед. То есть быть главным амбассадором концепции, чтобы кластер жил, развивался, но не сворачивал со своего основного вектора.
«Однако в кластере может быть великолепная архитектура, идеальное расположение, большие вложенные деньги, но, если будет отсутствовать ДНК, ничего не получится. Только человек может наполнить смыслом пространство. Бизнесу и креативному сообществу очень важно быть в постоянном диалоге, и управленческие решения должны приниматься регулярно — сезонно, событийно. Только постоянное движение может поддерживать интерес людей к кластеру, тогда он не будет пресным», — уверен Роман Устименко.
Свежие комментарии