Никита Михалков предупреждает об угрозе нейросетей и предлагает их законодательно регулировать, а Константин Эрнст уже снимает кино со сгенерированными актерами. «Бизнес FM» обсудила с участниками киноиндустрии, на чьей они стороне
Между режиссером Никитой Михалковым и генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом завязался заочный спор об использовании искусственного интеллекта.
Михалков считает, что нейросети (неважно, в какой сфере) необходимо регулировать на государственном уровне с «мощной политической волей». Что же касается киноиндустрии, то он не исключил, что с помощью ИИ можно создать вполне логичный сценарий. Но вот использовать его для воссоздания великих ушедших актеров это уже преступление с точки зрения и культуры, и нравственности.
В то же время Константин Эрнст анонсировал проекты, где часть персонажей будет сгенерирована нейросетью. Он просит определять эту технологию именно так — термин «дипфейк» он «ненавидит». Эрнст отметил, что согласовал использование образов с родственниками каждого актера. Ранее он говорил, что Первый канал планирует снять проект по повестям Юлиана Семенова о Штирлице, где образ Вячеслава Тихонова будет воссоздан при помощи искусственного интеллекта. По мнению Эрнста, эта технология познакомит молодежь с легендарными актерами, а отказываться от нейросетей неразумно — сначала нужно опробовать.
Но такое уже делали. В частности, в комедии «Манюня» появлялся оцифрованный Юрий Никулин, а в новом «Диверсанте» — Владислав Галкин. И многие тогда такой ход раскритиковали.
Телеведущий, писатель, теле- и кинопродюсер Михаил Ширвиндт на стороне Никиты Михалкова:
— Будущее за искусственным интеллектом, и, конечно, его можно использовать где угодно, но не надо ворошить неворошимое. Сделать какую-то историю с [Константином] Хабенским или [Евгением] Мироновым, используя искусственный интеллект при их жизни, — ради бога. Но трогать тех, кого уже с нами нет, искусственный интеллект не должен, на мой взгляд.
— Если, допустим, фильм или сериал недосняли, а произошел какой-то трагический случай?
— В данном случае это не столько человек, это персонаж. Включить искусственный интеллект, чтобы развить историю персонажа, на мой взгляд, допустимо. А додумывать и переиначивать тех, кто этого не делал, условно говоря, снять новый фильм с участием Андрея Миронова нельзя.
— Даже если родственники согласны?
— Да.
Актер, режиссер и сценарист Вениамин Смехов тоже подобное не одобряет. Если бы сейчас сняли новую версию «Мушкетеров» с оцифрованными молодыми им, Боярским и уже ушедшими Смирнитским и Старыгиным, режиссер картины Юнгвальд-Хилькевич отнесся бы к этому плохо, считает Смехов:
— Любое произведение, которое кажется нам не из жизни, а из искусства, единственно, уникально. И разрушать уникальность, подделываться под несуществующее… У меня нет таких резких слов, как преступление, потому что я никогда такого не видел. Но то, что мне это заранее не нравится, это точно. И я обойдусь тем фильмом о мушкетерах, который сложился в 1979 году.
— Что думаете по поводу цифровой копии Тихонова, которая будет принимать участие в съемках сериала про Штирлица в новой трактовке?
— Если это получится и на это потратятся очередные миллионы денег, мне будет жалко. Те, кто не видел, останутся равнодушными, кивнут, скажут: «Ну, интересно». И все. Не надо трогать искусство, пусть оно идет так, как оно идет.
Совладелец и генеральный продюсер компании Park Production Дмитрий Добужинский тоже согласен с Михалковым: на данный момент есть авторское право, но дополнительное регулирование не помешает.
— Если есть легальные правообладатели, например дочка Тихонова, которая не возражает, то вперед и с песней — используйте искусственный интеллект или сами переодевайтесь в Вячеслава Тихонова. А если этого нет, то оправдание, что мы прогрессисты, честно, слабоватое. Я редко бываю согласен с Никитой Сергеевичем Михалковым, но здесь я точно на его стороне.
— Искусственный интеллект как инструмент завершения съемок в каких-то критических случаях допустим?
— Да, я иногда не вызываю актера на озвучание, это стоит существенно дешевле. Но нужно согласие сценариста, режиссера и исполнителя.
Год назад в Госдуме уже поднимался вопрос о необходимости закона по урегулированию дипфейков в культурном поле. Но какого-либо продолжения не последовало.
Свежие комментарии