Нелегальный рынок настольных игр за первое полугодие достиг 2 млрд рублей – столько же, сколько за весь прошлый год. Основной канал сбыта пиратских версий – маркетплейсы. Как издатели могут обыграть нечестных селлеров и защититься от контрафакта?
«Взрывные котята», «Имаджинариум» и «Бункер»: продавцы настольных игр жалуются на рост контрафакта.
По словам издателей, главный рынок подделок — маркетплейсы. Крупнейший холдинг Hobby World — лидер рынка настолок в России — только за год заблокировал там больше 5,5 тысячи карточек с нелегальной продукцией. «Бункер» можно найти на маркетплейсах даже за 700 рублей, тогда как оригинал стоит почти 3 тысячи. «Взрывных котят» у издателя можно купить за 1 тысячу рублей, а пиратская копия стоит меньше 500 рублей. Разница в цене существенная, как и потери для честных игроков.Говорит генеральный директор издательского холдинга Hobby World Михаил Акулов:
Михаил Акулов генеральный директор издательского холдинга Hobby World «Потери только по одному маркетплейсу в этом году мы оценивали в первом полугодии в районе 600 млн рублей. Это критично, потому что сейчас непростой товарный рынок и выпадение даже одного, двух, трех [игроков] — это больше 5% от выручки всех торгующих настольными играми. То есть существенная потеря».
Иногда подделку от оригинала не отличить, но чаще всего «китайское качество» видно сразу: плохая бумага, некачественная упаковка и сами игральные фишки. Онлайн на маркетплейсе среди тысяч продавцов набор не проверишь, говорит основатель и бывший совладелец издательства «Стиль жизни» и магазина «Игровед», автор настольных игр Александр Пешков:
Александр Пешков основатель и бывший совладелец издательства «Стиль жизни» и магазина «Игровед», автор настольных игр «Друг заказал себе игру «Роскошь» (Splendor) на маркетплейсе, причем он игру знает, но не в курсе цен, и как-то ему выскочила реклама, и он ее заказал себе, китайскую подделку, потому что цена была что-то типа раз в пять ниже реальной цены рыночной. Ему действительно пришла игра, которая была похожа, карточки были похожи, картинки такие же, они отсканировали их, не знаю, как они делали, но жетоны в реальной игре, как покерные, знаете, тяжелые пластиковые, а здесь были картонные, бумажные жетончики, в такой мягкой коробочке. Он написал, что отказ, я это получать не буду. Закончилось тем, что он деньги вернул, но и игру ему оставил продавец, потому что, видимо, трансфер обратно этой пиратской копии дороже стоил бы продавцу, чем просто плюнуть на нее».
Одно дело — поклонники серийных настолок, которые специально приобретают издательские версии. И совсем другое — покупатель, который берет игру в первый раз для досуга или в подарок. Он может пойти за низкой ценой, не поверив, что это признак плохого качества, и вернуться в игру к проверенным производителям уже не захочет. Продолжает основатель «Мосигры» Дмитрий Кибкало:
Дмитрий Кибкало основатель «Мосигры» «По одной из моих игр идет суд, пока только частично удовлетворили иск, я, наверное, не имею права говорить, контрафакт — не контрафакт. Я надеюсь, что будет решение принято в нашу пользу, и игру, копирующую мою известную игру «Шакал», заставят снять с продажи с маркетплейсов и в целом заплатят компенсацию. Контрафакт стараются сделать максимально похожим, но материалы, похуже, подешевле. Мотивация купить на маркетплейсе простая: поскольку ты не можешь подержать в руках этот товар, ты даже физического отличия не почувствуешь. На картинке выглядит точно так же, только дешевле и дальше, когда к тебе приедет, не факт, что ты даже поймешь, что должно было быть по-другому».
\Издатели обращали внимание на проблему еще в прошлом году и направляли письма в Минпромторг, Ассоциацию компаний интернет-торговли и крупнейшим маркетплейсам с просьбой принять меры против контрафакта. Сами площадки на жалобы не всегда оперативно реагируют, хотя в случае чего могут быть привлечены ответчиками, говорит руководитель отдела регистрации защиты интеллектуальной собственности компании Urvista Алена Кострикова:
Алена Кострикова руководитель отдела регистрации защиты интеллектуальной собственности компании Urvista «Так как маркетплейс является информационным посредником, он также в суде выступает как третье лицо, и к нему также предъявляются претензии. Маркетплейсы, понимая эту ответственность, разрабатывают свои внутренние механизмы защиты. При регистрации, например, на маркетплейсах некоторых требуется подтверждение исключительных прав — например, товарный знак. Также, как только прилетает претензия от правообладателей, они запрашивают эту информацию непосредственно у поставщика, и поставщик может предоставить дилерский договор или договор купли-продажи с первичным производителем. Просто иногда истинные производители не могут контролировать перепродажу этих товаров, и, соответственно, они иногда выявляют некоторых продавцов в качестве нарушителей, хотя они таковыми не являются. Просто, возможно, требуются более жесткие рамки, например, ответ на претензию не в течение двух месяцев, а более быстро. Я прекрасно понимаю боль производителей, потому что это действительно долго происходит, в том числе, если уже дело доходит до суда, это может длиться годами».
Если продавец — российское юрлицо, издатель может подать на него в суд за нарушение авторских прав, но большинство поставщиков пиратских настолок на маркетплейсах — иностранные компании. Их сложно уведомить о разбирательствах, и нет никакой возможности судиться с миллионом китайских ИП, говорят издатели.
Свежие комментарии