Кризис-менеджер — это не профессия, а самый настоящий талант, и зачастую именно таким людям крупные компании и корпорации обязаны своим небывалым успехом

Продвигая ксерокс Единственная дочь в семье и школьная отличница, американка Энн Малкахи легко поступила в университет, в качестве специализации выбрав журналистику.
А работать, получив диплом, пошла в компанию Xerox простым полевым торговым представителем. Карьерную лестницу Энн одолела за четверть века. Но к 2001 году, когда Малкахи стала генеральным директором компании, Xerox пребывал в глубочайшем кризисе с долгом в 17 млрд долларов. Шагов по спасению было предпринято немало. Но главное — в определенный момент Xerox стал не просто продавать технику, а предлагать готовые бизнес-решения для документооборота. Всего за два года прибыль выросла на 25%. А Энн Малкахи несколько лет входила в список самых влиятельных женщин Америки по версии журнала Forbes.
Оптимизация IBM Еще до 1993 года, когда Луиса Герстнера пригласили в IBM, в его активе значилось немало бизнес-чудес. Он увеличил на 17% прибыль финансового гиганта American Express, вытащил из пропасти табачно-пищевой холдинг RJR Nabisco, почти вдвое сократив многомиллиардные задолженности. У IBM к приходу Луиса тоже были серьезные долги — более 8 млрд долларов. Вместе с тремя сотнями тысяч работников и вечными склоками между подразделениями Герстнер, по его словам, получил «самую трудную работу в Америке». В итоге он уволил более 50 тысяч сотрудников, закрыл убыточные направления.
И за семь лет, к началу нового тысячелетия, капитализация IBM выросла почти в шесть раз, до 170 млрд долларов.
От «Форда» до «Крайслера» Сын итальянских иммигрантов Лидо Энтони Якокка так хорошо учился в Университете Пенсильвании, что его трудоустройство инженером в знаменитый Ford никого не удивило. Правда, в этой должности Лидо проработал недолго, быстро перейдя на управленческую работу. Под его руководством был выпущен легендарный Ford Mustang и внедрены малолитражки вроде Fiesta. Уволили Якокку, по слухам, из-за того, что в корпорации он уже стал популярнее тогдашнего владельца — Генри Форда II. Освободившегося специалиста в 1979 году позвал на работу погибающий «Крайслер». Якокка взял кредит в 1,5 млрд долларов, сделал ставку на минивэны, закрыл несколько заводов и поменял вице-президентов. Через пять лет «Крайслер» вышел из кризиса и получил рекордную прибыль — 2,5 млрд.

Секрет «Нокии» Финн Йорма Оллила, мечтавший заниматься финансами и с отличием окончивший Хельсинский университет, получил «золотую» для себя работу в лондонском Citibank. Однако случайная встреча привела его снова на родину в компанию Nokia. Через семь лет, в 1992-м, он стал ее генеральным директором. Компанию, которая производила бумагу, кабели и резину, в тот момент буквально штормило от внутренних противоречий. И совет директоров сомневался, развивать ли новое непонятное направление — мобильные телефоны. Оллила решил развивать. К концу XX века прибыли лучшего мобильного бренда Европы Nokia выросли пятикратно. В 2006 году талантливого управленца привлекла компания Royal Dutch Shell. А у Nokia в момент очередного кризиса никого уровня Олиллы под рукой уже не оказалось.

Пригласите Гона После окончания химического факультета Парижской политехнической школы 24-летний француз Карлос Гон был с распростертыми объятиями принят на работу в Michelin. Уже через четыре года Карлоса назначили директором завода компании во Франции, а еще через год его отправили спасать крайне убыточный бразильский филиал шинного гиганта. Методы у Карлоса были жесткими — массовые увольнения, агрессивный пиар и резкое сокращение расходов. В ход шли абсолютно все управленческие инструменты, которые работали, без скидок на их гуманитарную составляющую. Прибыль стала расти как на дрожжах. Впоследствии антикризисный план Карлоса срабатывал везде, куда приглашали Гона, — в Североамериканском подразделении Michelin, в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. За приверженность исключительно радикальным методам в автоиндустрии Карлос заработал прозвище «Убийца убытков».

Стать героиней сериала Отработав четыре года замом пресс-секретаря президента Джорджа Буша — старшего, американка Джуди Смит открыла собственную компанию и стала консультировать звезд и знаменитостей по вопросам восстановления репутации. Ее клиентами были Анджелина Джоли, Уэсли Снайпс и Моника Левински. В 2014-м к Джуди обратилась компания Sony Pictures, которая подверглась кибератаке северокорейских хакеров перед выходом в прокат фильма «Интервью». Взломщиков возмутила фабула картины, по которой завербованные ЦРУ американцы убивают Ким Чен Ына. Хакеры нашли на серверах Sony Pictures немало секретных данных, которые и грозились разгласить, если лента выйдет в прокат. Всего за неделю Джуди должна была спасти репутацию компании. И с задачей она справилась. А позже сама стала прообразом главной героини сериала «Скандал».

Нейтронный Джек С детства будущий американский менеджер Джек Уэлч стремился быть первым во всем. В первую очередь — чтобы порадовать маму, которая хотела видеть сына победителем, чем бы он ни занимался. И Джек старался. С отличием окончил Университет Массачусетса. Устроился в General Electric. А когда через 20 лет стал самым молодым председателем правления компании, она хоть еще и не была в кризисе, но уверенно приближалась к нему. Уэлч, помня заветы матери, избавился от подразделений, которые не были первыми среди подобных на рынке. Изменил принципы оплаты труда и выплачивал бонусы только отличившимся специалистам. Уволил сотню тысяч человек, за что получил прозвище Нейтронный Джек по аналогии с нейтронной бомбой. За 20 лет правления Уэлча капитализация General Electric выросла в 25 раз.

Бритва Килтса На стыке тысячелетий американская компания Gillette уверенно катилась в пропасть. Непрофильных активов было слишком много, продажи и прибыль падали, а издержки росли. В 2001 году совет директоров решил, что нужна скорая помощь, и пригласил на пост руководителя Джеймса Килтса, который к тому времени уже имел опыт антикризисного спасения нескольких компаний. В работе он руководствовался единственным принципом: на каждом этапе определить главное и стремительно избавиться от всего лишнего. Вопреки советам, непрофильные подразделения он не продал, резко сократил расходы и сотрудников и жестко контролировал, на развитие каких направлений идут доходы. Килтс ушел с должности в 2005-м, когда компания Procter & Gamble купила спасенный им Gillette за 57 млрд долларов.

По машинам Ничего странного, что Фердинанд Карл Пиех, внук Фердинанда Порше, окончив Высшую техническую школу в Цюрихе, пошел работать в фамильную компанию. Созданный под его руководством спортивный Porsche 917 стал чемпионом множества гонок и абсолютным бизнес-успехом. Оказавшись во главе Audi, Пиех в короткие сроки превратил марку сегмента массмаркет в премиальный бренд. В 1993-м Карла пригласили на должность генерального директора убыточного «Фольксвагена», долги которого составляли на тот момент 1 млрд евро. Пиех полностью пересмотрел кадровую политику концерна, уволил почти всех вице-президентов и стал скупать перспективные автобренды. Под его руководством компания вышла из кризиса и увеличила свою рыночную стоимость в 15 раз.
Свежие комментарии