Легкий самолет ЛМС-901, которым собираются заменить устаревшие Ан-2, в 2025 году обойдется в 455 млн рублей. Ранее, при заказе на разработку самолета в 2019 году, ведомство называло цену 120 млн. Кроме того, начиная с 2025-го, стоимость воздушного судна будет расти каждый год примерно на 4%. Взлетит ли «Байкал» при такой цене?
Цена на новый отечественный «кукурузник» меняется не первый раз. В ноябре 2023 года полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев пожаловался, что стоимость базового самолета увеличилась со 120 млн до 178 млн рублей. Чиновник поручил госкорпорации ВЭБ проверить формирование цены «Байкала», указав на неочевидность коммерческой выгоды от его эксплуатации.
Тогда цену удалось снизить до 151 млн. Затем глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что стоимость самолета превысит 200 млн рублей. Не прошло и года, как цена вновь значительно выросла — до 455 млн рублей.
Как говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support, авиаэксперт Александр Ланецкий, причина подорожания не только в деталях и логистике, но и в отсутствии налаженных объемов производства:
Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support, авиаэксперт «Мы сравниваем с ценой, которая была заявлена пять лет назад. За это время ситуация изменилась: экономическая, политическая, геополитическая. Был достаточно сильный виток инфляции. Достаточно сильно изменилась ситуация на рынке у тех же производителей, то есть то, что они собирались производить и поставлять как комплектующие пять лет назад, и то, что можно сейчас производить и поставлять, — это совсем разная ситуация. Многие приборы, запчасти нельзя купить на Западе или за границей, нельзя переклеить наклейку и выдать за свою, надо разрабатывать и поставлять. Чтобы поставлять, надо иметь масштаб. Мы такую ситуацию уже видели в начале нулевых, допустим, с самолетами «Антонов», которые производились и на Украине, и в России. И там, и там конечная продукция стоила значительно дороже, чем изначально декларировалась. Как раз по той же самой причине: потому что вы производите практически единичные товары, штучные, и, так как нет масштаба, цена вырастает очень сильно. Если это будет чисто коммерческий проект, он запрограммированно неудачный. То есть, в конце концов, он получится слишком дорогой, неподъемный для подавляющего количества заказчиков, для кого он разрабатывался. И, опять-таки, если заказчик купит этот самолет по завышенной цене, это все ляжет на плечи конечного потребителя через завышенную цену на билет. Государству так или иначе надо вмешаться. Иначе это все профанация».
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) совместно с производителем самолета — Уральским заводом гражданской авиации — разрабатывают инвестиционный проект по закупке «Байкалов» с привлечением денег Фонда национального благосостояния. Как пишет РБК, самолеты передадут в финансовый лизинг российским авиакомпаниям почти за 5,5 млн рублей в месяц. Как считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, эта сумма не должна сказаться на цене региональных авиаперевозок:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Наверное, не стоит делать упор на саму стоимость самолета, какой она вообще будет, потому что самих авиакомпаний это мало интересует, поскольку авиакомпании не покупают напрямую новые самолеты. Они получают самолеты через финансового посредника, через специальные лизинговые компании. А вот математика, бизнес лизинговых компаний, которые платят авиапрому за каждый самолет, строятся на других основах, им не надо продавать билеты, перевозить пассажиров, они кредитуются. Само собой, действуют различные программы и льготного кредитования, и субсидирования этого кредитования. Есть льготы на карантинный период. И в итоге все, что интересует авиакомпаний, то есть конечного получателя, — это та ежемесячная лизинговая ставка, по которой они будут владеть этим самолетом. Соответственно, даже это подорожание, какое бы оно ни было, может быть во многом нивелировано за счет госпрограмм поддержки авиапрома и авиакомпаний. И в итоге сами авиакомпании получат самолеты по достаточно умеренным лизинговым ставкам, которые будут вполне подъемными, и это не скажется, как минимум существенно, на стоимости конечного билета для потребителя».
Уральский завод гражданской авиации по планам к 2030 году должен выпустить 139 региональных самолетов ЛМС-901 «Байкал». Премьер Михаил Мишустин ранее заявил, что до 2030 года Россия должна выпустить более 600 полностью импортозамещенных самолетов. По его словам, в это число войдут «Суперджеты», флагманские МС-21, региональные Ил-114 и Ту-214. Судя по тому, что за весь прошлый год «Ростех» не смог выпустить даже три самолета Ту-214, замыслы весьма амбициозные. Но все реально, если новый «кукурузник» встанет на конвейер и войдет в плановые показатели.
Разрабатываемый с 2019 года легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» пока прошел только летные испытания. Первый опытный образец показали на выставке МАКС в 2021 году, но серийное производство еще не началось. Самолет предназначен для региональных воздушных линий, а также для авиалесоохраны и санавиации.
Разработчик и производитель «Байкала», Уральский завод гражданской авиации, сообщал, что моноплан рассчитан на перевозку девяти пассажиров, будет иметь крейсерскую скорость 300 километров в час и способность пролететь полторы тысячи километров с нагрузкой 2 тонны.
Свежие комментарии