В чем разница двух тестируемых систем единого QR-кода
В России параллельно развиваются две системы оплаты через QR-коды. Одну тестирует НСПК, вторую консорциум банков, созданный в середине минувшего лета. Граждане пока не очень хорошо в этом разбираются, но эксперты не без удовольствия отмечают, что конкуренция приведет к тому, что конечный потребитель получит лучшее предложение.
Высокий интерес банков и регулятора к самой теме платежей с использованием QR-кода объяснить несложно. По данным Банка России, за первый квартал этого года объем платежей по QR-коду через Систему быстрых платежей в годовом выражении утроился и составил 1,2 трлн рублей. В конце июня крупнейшие игроки рынка― «Сбер», Альфа-банк и «Т-Банк» заявили об объединении в консорциум для создания единого QR-кода. В основе их решения технология Multi QR, которой на сегодняшний день уже пользуются 18 банков. Параллельно о начале тестированиям собственного единого кода заявили в ЦБ и НСПК.
Граждане, которые все чаще используют QR-коды при оплате, пока не особо задумываются о том, какой именно код они используют. А разница есть. По словам экспертов, использование кода от НСПК выгодно ритейлу, так торговые точки экономят на эквайринге. Но граждане при использовании этого кода в основном платят через СПБ, а значит не получают банковский кешбэк, к которому они так привыкли. QR-код от консорциума, напротив, оставляет покупателю кэшбэки и бонусы, поскольку в нем есть Pay-сервисы крупнейших банков. А это для конечного пользователя — очень весомый аргумент, считает эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «На заре развития технологии оплаты QR-кодами через систему быстрых платежей, через альтернативные варианты всегда перед потребителем финансовых услуг стоял вопрос: а будут ли начислены кэшбэки, будут ли начислены баллы? И в этом смысле возможность оплачивать с помощью QR-кода с начислением соответствующих бонусных баллов и кэшбэков это, конечно, шаг вперёд. Все-таки, если мы посмотрим на платёжный рынок сегодня, действительно, бонусная программа и кэшбэк является во многом определяющим фактором с точки зрения выбора платежного решения».
С другой стороны, эксперты говорят о том, что ритейл, даже переплачивая банкам за эквайринг, при использовании кода от консорциума, может увеличить конверсию и больший охват аудитории благодаря тому, что крупнейшие банки могут предложить своим клиентам дополнительные опции в виде оплаты частями и прочие персональные предложения.
У НСПК тоже есть своя программа лояльности, но она, в основном, привязана к партнерским акциям. Хорошо в этом плане то, что за клиента идет серьезная конкуренция, это стимулирует развитие платежной системы в целом, полагает эксперт в сфере платежей Максим Митусов.
Максим Митусов эксперт в сфере платежей «Когда нет конкуренции, нет развития в целом. Когда банки что-то сами создают и сами экспериментируют, это существует наряду и с НСПКшными технологиями, и государственными — это хорошо, это благо, потому что идут эксперименты и находятся, нащупываются какие-то прорывные штуки, которыми ранее никто не пользовался. Поэтому я, в целом, считаю, что организация такая, как консорциум, это однозначное благо с точки зрения дальнейшего развития платежных технологий».
Благодаря такой активности рынка и регулятора, даже в оффлайне доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты, в которые входит в том числе QR-код, неуклонно растет. Так, по оценкам, сейчас этот показатель составляет 15%, но уже к концу 2025 года он удвоится. А к 2030 году, по прогнозам «Т-Банка», ситуация отзеркалит сегодняшнюю ― то есть банковскими картами будут оплачивать лишь 20% покупок, а остальные 80% уже с помощью альтернативных способов.
Свежие комментарии