На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 750 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Гуреев
    Ага и потребовал увеличить цены на неё.Президент поручил...
  • Eduard
    У власти надо реквизироватт их имущество и раздать бедным!Politico: ЕК хоче...
  • Eduard
    А мы подозреваем,что жители США воры и оккупанты,которые везде вмешиваются в чужие страны!В США заподозрили...

Налог на безнал: чем грозит введение НДС на операции с банковскими картами. Комментарий Семена Новопрудского

Российское правительство в условиях гигантского и выходящего за все плановые рамки дефицита бюджета резонно избрало вариант его покрытия в большей степени за счет повышения налогов, а не денежной эмиссии. Это самый дезинфляционный способ из всех возможных, отмечает колумнист

Самые значительные за долгие годы поправки в российский Налоговый кодекс (читай: повышение налогов), которые должны вступить в силу с 2026 года, вызвали первое публичное возражение.

Ассоциации участников финансового рынка предлагают не вводить 22-процентный НДС на операции с банковскими картами. Но рациональные доводы противников налога сталкиваются с другим, не менее рациональным: у государства не хватает денег, а банковская система едва ли не самый прибыльный сектор российской экономики.

Ассоциации участников финансового рынка негативно отреагировали на предложение ввести налог на добавленную стоимость в 22% (сейчас действует нулевая ставка) на операции с банковскими картами и информационное и технологическое взаимодействие при расчетах.

Доводы противников налога таковы. Во-первых, только на взаимодействии с Национальной системой платежных карт (НСПК) налог увеличит расходы банков на десятки миллиардов рублей в год. Во-вторых, банкиры опасаются, что распространение НДС на операции с альтернативными способами оплаты — Система быстрых платежей(СБП), биоэквайринг, NFC, Bluetooth и QR-платежи — негативно отразится на их развитии.

Третий, и, формально, самый убедительный для государства аргумент, изложил в своем письменном отзыве на законопроект Национальный совет финансового рынка (НСФР): «введение обязанности уплаты НДС повлечет за собой рост стоимости банковских услуг» и «сокращение максимально прозрачного для государства, в том числе для целей налогообложения, безналичного оборота».

Мол, от такого налога есть угроза ухудшить собираемость всех остальных налогов.

Другая профессиональная организация — Национальная платежная ассоциация (НПА), предлагает увеличивать НДС на операции с банковскими картами и информационное и технологическое взаимодействие (ИТВ) при расчетах поэтапно. Для начала, в 2026 году, ввести льготную ставку 10% — как, например, для детского питания. А не 22%, как записано в законопроекте. «Одномоментное введение НДС на услуги ИТВ сразу по полной ставке означает такой же одномоментный рост стоимости на 22% осуществления всех видов розничных платежей в экономике», — говорится в письме ассоциации.

Государство вполне может отреагировать на эти доводы примерно так же, как Лев Толстой отреагировал на творчество автора мистических рассказов «ужасов» Леонида Андреева: «Он пугает, а мне не страшно».

Доля безналичных розничных платежей в российской экономике в первом полугодии 2025 года достигла исторического рекорда, по словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, она составила 87,5%. По итогам 2025 года этот показатель может приблизиться к 90%. Вряд ли введение НДС на операции с банковскими картами вызовет прямо-таки обвальное падение безналичных платежей и столь же резкий рост наличного оборота. А даже если и вызовет, наличный оборот не синоним «теневого».

Пугать государство замедлением развития модных бесконтактных платежных технологий, конечно, можно. Но развитие этих технологии прежде всего зависит от пользователей, а не от государства. Все эти варианты — оплата цифровым рублем, биоэквайринг, QR-кодами и другие —пока, к счастью, добровольны. И в этом отношении налог принципиально ничего не меняет: если людям будет нравиться платить бесконтактно, они продолжат это делать. Повышение цены на такую оплату фундаментально ничем не отличается от повышения цен на товары массового спроса.

Конечно, с точки зрения сбора налогов и контроля над финансовыми операциями компаний и граждан безналичный оборот для государства удобнее, чем наличный. Но НДС все равно начисляет продавец товаров услуг, а платит де-факто покупатель. Платится он с разницы между стоимостью и ценой товара или услуги. Довольно трудно себе представить массовую продажу товаров и услуг ниже себестоимости. Поэтому собираемость этого налога традиционно очень высока. Главной угрозой уклонения от повышенных налогов государство сочло искусственное дробление крупного бизнеса: ровно поэтому порог дохода, при котором возникает необходимость платить НДС, с 2026 года уменьшат в шесть раз — с 60 млн до 10 млн рублей в год.

Ну и совсем «мимо кассы» довод об удорожании услуг операций с банковскими картами и дополнительных расходах банков на десятки миллиардов рублей в год. Два года подряд российские банки устанавливали исторические рекорды прибыли — в 2023 году банковская система заработала свыше 3,3 трлн рублей, а в 2024-м 3,8 трлн. В 2025-м из-за роста налога на прибыли и закредитованности бизнеса по высоким ставкам банкам дружно прогнозировали некоторое падение прибыли. Однако по итогам девяти месяцев этого года банки, по данным обзора Банка России, все равно заработали.

2,7 трлн рублей: ровно столько же, сколько в рекордном прошлом году. И вполне могут показать по итогам 2025 года результат около 4 трлн.

К тому же нет сомнений в том, что дополнительные расходы по НДС на банковские карты банки переложат на покупателей. Экономика точно не будет сильно страдать, если из-за НДС на операции с банковскими картами годовая прибыль банков уменьшится даже на 1-2 трлн рублей. Для экономики гораздо хуже, если при сохранении высоких кредитных ставок массово перестанут получать какую бы то ни было прибыль предприятия реального сектора. На роль главных финансовых страдальцев в российской экономике банки точно не подходят.

Российское правительство в условиях гигантского и выходящего за все плановые рамки дефицита бюджета резонно избрало вариант его покрытия в большей степени за счет повышения налогов, а не денежной эмиссии. Это самый дезинфляционный способ из всех возможных.

Повышение НДС несомненно вызовет некоторый рост цен(правительство оценивает его примерно в 1 дополнительный процентный пункт к годовой инфляции). Но может сократить потребление, а это уже фактор, работающий на замедление темпов роста цен. Без снижения темпов инфляции трудно ждать устойчивого экономического роста и более значительного снижения ставок по кредитам.

За бюджетные проблемы государства приходится платить повышением налогов всем: и гражданам, и бизнесу. И налог на безналичные расчеты не кажется самой опасной мерой такой платы — ни для банков, ни для населения, ни для экономики в целом.

 

Ссылка на первоисточник
наверх