США не присоединились к введенному Евросоюзом в рамках 18-го пакета санкций новому сниженному потолку цен на российскую нефть в размере 47,6 доллара за баррель вместо прежних 60 долларов, но угрожают ввести пошлины в размере 100% против покупателей российской нефти. При этом потолок цен и пошлины— принципиально разные и несочетаемые меры, объясняет колумнист
Президент США Дональд Трамп намерен ввести тарифы в 100% против стран, закупающих российскую нефть. Об этом заявил американский сенатор-республиканец Линдси Грэм (объявлен террористом и экстремистом в России), автор законопроекта о новых санкциях против России, предусматривающего 500-процентные пошлины. Этот законопроект, внесенный в Конгресс с начала апреля, теперь заморожен минимум до начала сентября и теряет смысл в свете анонсированных президентом США в пять раз более низких, но тоже формально заградительных пошлин.
«Трамп введет тарифы против тех, кто покупает российскую нефть. Китай, Индия и Бразилия — эти страны покупают около 80% дешевой российской нефти... Китай, Индия и Бразилия столкнутся с выбором между американской экономикой и помощью Путину. И я думаю, что они выберут американскую экономику», — сказал сенатор Грэм в эфире главного пропагандистского телеканала нынешней администрации США Fox News.
При этом министр финансов США Скотт Бессент не просто повторил эту угрозу, но и призвал страны ЕС присоединиться к пошлинам против покупателей российской нефти. Он также заявил, что закупки российской и иранской нефти станут темами торговых переговоров США с Китаем.
Почему 14 июля Трамп выступил именно с 50-дневным ультиматумом России, стало понятно из графиков политических встреч. 3 сентября Китай планирует парад на площади Тяньаньмэнь по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны. На этом параде запланировано присутствие президента России. В западных СМИ появилась версия, что как раз в этот день в Пекине может состояться историческая встреча лидеров КНР, России и США. Такой вариант объявления о прекращении военного конфликта на торжествах по случаю годовщины окончания Второй мировой войны явно соответствует поведению склонного к внешним эффектам и постоянному самовосхвалению президента США.
Пока эта встреча кажется не более реалистичной, чем пошлины в 100% на российскую нефть для Китая, Индии, Бразилии и других стран-покупателей энергоносителей из РФ.
То есть с тем, чтобы подписать президентский указ о таких пошлинах или просто объявить о них очередным твитом, — никаких проблем. Проблема в том, что такая мера ставит крест на торговых сделках Штатов с Индией и Китаем, а с учетом роста напряженности в торговых отношениях США с ЕС, грозит тотальной торговой войной всех против всех. Американские власти уверяют, что не намерены продлевать срок торгового ультиматума Евросоюзу и с 1 августа готовы ввести против него 30-процентные пошлины.
Но если США не присоединятся к новому ценовому потолку ЕС на российскую нефть и одновременно введут 100-процентные пошлины для ее основных покупателей, администрация Трампа может оказаться в совершенно нелепой ситуации. Именно США были главным мировым контролером за исполнением любых вторичных санкций против России. Именно Трамп практически прекратил этот контроль, сократив чиновников отвечающего за это Office of Foreign Assets Control.
При этом как раз отслеживание точной географии торговых потоков российской нефти, как и любой другой — одна из самых сложных, если не сказать невозможных задач санкционного контроля. Минимум по двум причинам.
Во-первых, действующим санкциям не подчиняются даже те, кто их вводит. Вот прямо сейчас де-факто отказалась исполнять положения энергетических санкций ЕС против России входящая в Евросоюз и не блокировавшая никакие санкционные пакеты Греция. Греческие танкеры продолжат перевозить российскую нефть, а Греция — один из крупнейших мировых морских перевозчиков нефти. Сами западные эксперты признают, что 18-й пакет санкций ЕС, который в Евросоюзе считают едва ли не самым жестким, не окажет существенного влияния на экспорт российской нефти.
Во-вторых, есть давно проверенные и испытанные способы смешивать нефть из нескольких стран в третьей нейтральной стране и тем самым делать неразличимым ее истинное происхождение. Не случайно нефтегазовые доходы России практически постоянно росли с момента введения прежнего ценового потолка в начале 2023 года. И стали сокращаться только в 2025 году, но из-за падения мировых цен на нефть, а не из-за этого потолка.
Ничто не мешает Китаю с Индией даже публично объявить об отказе от закупок российской нефти, но продолжать покупать ее непублично, и у США будет крайне мало возможностей доказать это. Китай годами игнорирует нефтяные санкции США против Ирана, оставаясь главным покупателем иранской нефти — причем об этом прекрасно знают и в Вашингтоне, и в Пекине.
Так что даже в случае введения пошлин в 100% против покупателей российской нефти, у Китая с Индией, а также Бразилии и других стран есть возможность обойти эту меру и не выбирать между Россией и американской экономикой. Да и США явно не станут полностью отказываться от торговли с Китаем или Индией из-за российской нефти.
Кроме того, новый ценовой потолок ЕС стал «плавающим»: его собираются пересматривать каждые полгода в зависимости от рыночных цен нефти. Однако, если США введут вторичные пошлины и реально затруднят экспорт российской нефти, это приведет к росту цен, а, значит, к увеличению потолка. При невысоких шансах реально проконтролировать исполнение обеих мер, ценовой потолок и пошлины еще и работают друг против друга.
Другое дело, что постоянные изменения в причинах, размерах и адресатах пошлин, которые вносит администрации США, продолжают дестабилизировать мировую экономику и торговлю. Этим Штаты действительно ослабляют экономические позиции всех государств — и тех, кому угрожают пошлинами, и тех, с кем еще надеются заключить торговые соглашения.
Свежие комментарии