Помимо этого, данный документ вносит и другие послабления к закону о такси, который вступил в силу 1 сентября 2023 года. Что думают об этих инициативах сами таксисты?
В Госдуме предложат освободить самозанятых таксистов от ежедневных мед- и техосмотров, сообщает РБК со ссылкой на автора законопроекта, зампреда комитета Госдумы по защите конкуренции Сергея Лисовского.
По мнению автора инициативы из «Единой России», у самозанятых таксистов в небольших городах нет возможности проходить ежедневные осмотры из-за отсутствия пунктов для этого или по причине того, что это слишком дорого.На данный момент самозанятые таксисты обязаны оформлять специальный документ — путевой лист. По нему отслеживается график работы таксиста и данные о медосмотрах и техосмотрах, которые водитель обязан проходить ежедневно.
Однако подавляющее большинство водителей этого не делают, говорит Вячеслав, водитель такси, он считает послабления в закон правильными.
«Я думаю, все это правильно, потому что 99,9% всех водителей не проходят медосмотры и технический контроль. И поверьте мне, машины, которые находятся в личном пользовании, то есть у самозанятых, намного надежнее, чем парковые машины. Никто не проходит этот осмотр, это какой-то бред с этими путевками, действительно бред, поверьте мне. Я не знаю, как на это агрегаторы смотрят, но люди еще больше уйдут в тень, им станет выгоднее работать без агрегатора. Многие работают в теневую, потому что в Telegram есть около 230 чат-ботов по заказу такси».
Данные чат-боты и телеграм-каналы по заказу такси могут работать только в маленьких городах или в пределах районов. Эксперты оценивали объем таких заказов в 1-2%, что сопоставимо с погрешностью.
На переход в тень самозанятых могут толкать и лимиты по доходам на год, которые отбиваются за полгода, после чего им уже нельзя работать в таком статусе, а сюда входит и обслуживание машины, и комиссия агрегатора, говорит водитель такси Михаил:
«С самозанятым есть лимит оборота денежных средств. Он составляет 2 млн 400 тысяч. После чего вы уже перестаете быть самозанятым и не имеете права по закону дальше работать как самозанятый. Там учитывается полная стоимость заказа. Там не учитывается, что 25-30% забирает агрегатор. И получается, что у вас годового оборота хватает в тарифе эконом где-то в Москве на полгода. В более повышенных тарифах, например в бизнесе, это моментально заканчивается. Там месяца три максимум. Почему бесполезен путевой лист? Тебе выдают сразу путевки на месяц со всеми печатями. Ты проставляешь число, время — и поехал работать. Так он никакой роли не играет и никакой безопасности для пассажира не несет. Определенной формы путевого листа не существует. По идее, по закону сейчас у нас имеют право в такси работать только два типа водителей, самозанятый или ИП. Данный путевой лист потерял свою актуальность уже давным-давно. Путевой лист существует для того, чтобы инспекторы ГИБДД драли деньги в свой карман с водителей. Вот и все».
С изменениями в закон о такси не согласен водитель такси Юрий — он считает, что путевой лист, несмотря на его формальность, является единственным документом, призванным дисциплинировать водителя и хотя бы на бумаге обеспечить безопасность пассажира:
«Собственно, что такое путевой лист? Это единственный документ, который сегодня хотя бы теоретически подтверждает то, что автомобиль был осмотрен, и он технически исправен, и что водитель — не обязательно пьяный или находится под воздействием каких-то веществ — просто здоров физически, нет у него болячек. То есть то, что напрямую влияет на безопасность. Если отменяется путевой лист, отменяется ответственность, по сути дела, если исчезают эти составляющие, чем тогда будет отличаться такси от бомбилы? Для гастарбайтеров зеленый свет, в общем. Есть устав автомобильного транспорта, в уставе автомобильного транспорта регламентированы правила перевозки, необходимые документы. И в Советском Союзе были путевые листы, это хоть как-то дисциплинирует. Сейчас хотят все отменить, и тогда вернемся в нулевые годы, будем бомбить. Я сколько работаю в такси, работаю по путевкам таксопарков. Да, я стал самозанятым, оформил самозанятость, но продолжаю точно так же работать, хотя и машина у меня личная. Это проще, просто как транспортник я себе вообще не очень представляю, что будет дисциплинировать, что ли, каким образом можно будет отслеживать соблюдение водителем такси правил, потому что это человек, который занимается перевозкой людей, у него в руках жизни пассажиров. Смысл, для чего вы это убираете, чем вам вот это мешает? Во главе угла безопасность, правильно? Безопасности это только вредит».
Что же все-таки делать легально работающим, законопослушным таксистам, которые страдают от затянутых осмотров? Иногда пройти их даже не представляется возможным.
Системе нужна реструктуризация, а автоматизация медосмотров позволит медикам работать дистанционно по всей России, заявляет Евгений Ермолаев, руководитель таксопарка Next:
Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Мы давно уже выступаем за реструктуризацию путевого листа. Механику нужно сделать отдельно по типу карточки осмотра автомобиля. А по поводу медицинского осмотра, мы давно выступаем за электронное медицинское освидетельствование, за телемедицину. Это аппараты, которые проводят диагностику без участия врача в точке прохождения медицинского осмотра. То есть устанавливается аппарат, там измеряется давление, работает алкотестер. Медик может сидеть в любом регионе России и обслуживать эти удаленные аппараты. Идея не нова. В принципе создаются все условия, немного нужно это дообсуждать. Действительно, будет большое послабление. А как это отразится на безопасности — вопрос. Есть инициатива, что все штрафные санкции за превышение скорости, за парковку, за нахождение в алкогольном или наркотическом опьянении для водителя такси должны быть в два-три раза выше, чем у обычного водителя, чтобы человек, который находился за рулем, осознавал всю ответственность. Вот это я поддерживаю».
Новый законопроект призван привлечь самозанятых таксистов обратно в белую зону. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) в конце сентября заявил, что за год с момента вступления в силу закона «О такси» из отрасли исчезли 1 млн легальных таксистов.
Свежие комментарии