В Европе же, не увидев, как исламисты штурмуют российские военные базы, решили сами высказаться на эту тему, по сути, поставив восстановление отношений с новым Дамаском в зависимость от судьбы российских военных объектов в стране, отмечает политолог
Новое правительство Сирии сообщило о планах «пересмотреть» российское военное присутствие в стране.
Об этом заявил пресс-секретарь переходного правительства республики Обейда Арнаут. Сейчас к власти в Дамаске пришла исламистская группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), в РФ она признана террористической и запрещена. «Я думаю, что Россия должна пересмотреть свое присутствие на сирийской территории, а также свои интересы, [которые] были связаны с преступным режимом Асада», — сказал (ссылка ведет на Euronews, издание заблокировано в РФ) Арнаут. По его мнению, Кремлю следует «выступить с инициативами в адрес новой администрации, чтобы показать, что он не враждует с сирийским народом и что эпоха режима Асада наконец-то закончилась». Ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что военное присутствие России в Хмеймиме и Тартусе — это предмет «серьезного разговора» с будущими властями Сирии, пока идет период трансформации. В 2017 году Москва и правительство президента Башара Асада договорились о присутствии России на авиабазе Хмеймим в Латакии и на военно-морской базе в порту Тартус на побережье Средиземного моря на безвозмездной основе на 49 лет. Как развивается ситуация?
Тональность высказывания представителя переходного правительства Сирии относительно российского военного присутствия не выглядит категоричной. Скорее, она подтверждает, что конфиденциальные переговоры с новыми властями на эту тему еще не закончены. По крайней мере речь не идет о немедленной эвакуации россиян, речь может идти как минимум об отсрочке. При этом российские военные оставляют менее значимые объекты, разбросанные по территории страны, сосредотачиваясь в Тартусе и Хмеймиме. Около 400 военных были на днях выведены из района Дамаска, их перебросили как раз в Хмеймим.
Все российские военные числом несколько тысяч, ранее переброшенные в Сирию, на двух базах все равно не поместятся, так что присутствие будет сокращено в любом случае. Основная ценность баз в будущем может состоять уже только как логистического узла для переброски сил и средств в Ливию и по месту российского присутствия в других странах Африки. Лидер ХТШ Мухаммед аль-Джулани (настоящее имя — Ахмед аш-Шараа) ранее заявлял, что новые сирийские власти стремились не провоцировать Россию и дали ей возможность переосмыслить отношения со страной так, чтобы это служило общим интересам.
Западные источники тоже подтверждают факт ведения переговоров Москвы с новыми властями, не без сожаления констатируя, что прежние предположения о том, что исламисты чуть ли не сразу потребуют ухода российских военных или даже сбросят их в море, пока не подтверждаются. Есть предположения, со ссылкой на источники в главной группировке бывших повстанцев, что там прагматично относятся к будущим отношениям с Россией. И не исключено, что «Хайат Тахрир аш-Шам» позволит Москве сохранить некоторые базы и даже признает аренду порта Тартус. По крайней мере на практике сейчас именно эта группировка обеспечивает безопасность российских конвоев, направляющихся в Хмеймим из других объектов.
Объективно говоря, не Россия все же являлась главным врагом повстанцев, а шиитский Иран и его «прокси». Вот они точно теперь в Сирии не останутся. К тому же у России с Сирией имеются давние связи, ей есть что предложить и новым властям, начиная от гуманитарной и продовольственной помощи и кончая поставкой нефтепродуктов, поскольку до последнего времени Дамаск не контролировал основные места добычи нефти в стране, и сейчас не очень контролирует. Правда, пока поставки продовольствия и зерна приостановлены. Зато Киев оперативно предложил новым властям свою пшеницу.
С новыми властями сейчас спешат установить связи многие страны. Сразу позабыв, что еще недавно называли повстанцев террористами. Ту же «Хайат Тахрир аш-Шам» террористической группировкой считают не только в США и Европе, но и на уровне ООН она числится в черном списке с 2014 года за связь с «Аль-Каидой» (признана террористической и запрещена в РФ). Тем не менее западные посольства вновь поднимают в Дамаске флаги, а американцы уже вступили в прямой контакт с новыми властями. Лидер повстанцев встретился (ссылка ведет на BBC, издание заблокировано в РФ) с представителями Великобритании и ООН, призвав международное сообщество снять санкции с Сирии. Готовится встреча с представителями Франции и Германии. Статус победителей все же многое значит. Собственно, почти все.
В Европе же, выждав паузу и не увидев, как исламисты штурмуют российские военные базы, решили сами высказаться на эту тему вполне однозначно, по сути, поставив восстановление отношений с новым Дамаском в зависимость от судьбы российских военных объектов в стране. О правах человека в исполнении исламистов на этом фоне и речи даже нет. Это уже не главное. Новая глава европейской дипломатии Кая Каллас уже заявила, что ЕС поднимет вопрос о закрытии российских баз с новым руководством страны, и это обсуждалось на недавней встрече глав МИД Союза. Снятие санкций тоже может быть увязано с ликвидацией российских баз. Хотя санкции в свое время вводили вовсе не за это. Как откровенно заявил глава МИД Нидерландов Каспар Велдкамп, «мы хотим, чтобы русские ушли».
Наверняка этот вопрос стал предметом обсуждения и на встрече главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен с Реджепом Эрдоганом, к которому она срочно направилась в Анкару. Вот уж у кого теперь полный набор козырей для многосторонней торговли и самых разнообразных сделок, так это у президента Турции.
Свежие комментарии