Новый закон уже готов ко второму чтению. Отрасль опасается массового ухода водителей, дефицита машин и роста затрат. Производители, агрегаторы и эксперты просят отложить введение закона, поскольку реализация требований пока невозможна
Законопроект о локализации такси планируется принять 13 мая во втором чтении.
Согласно документу, с 1 марта 2026 года в такси можно будет использовать только машины российского производства. Смягчающие поправки правительства при этом были отклонены профильным комитетом.В бизнес-сообществе считают, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков и создаст проблемы для самозанятых водителей. Изначально предполагалось установить требование, по которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября этого года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным, то есть соответствующим уровню локализации не менее 3200 баллов. Под такие требования подпадают модели «АвтоВАЗа», а также отдельные модели «Москвича» и электромобили Evolute.
Действие новых требований, предложенных ко второму чтению, временно не будет распространяться на автомобили такси в Калининградской области и на Дальнем Востоке.
Комментирует автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» «Задача — этот финансовый поток перенаправить в карман государства через автомобили, которые должны быть произведены на территории России и набирать большое количество баллов. То есть 3200 баллов — это примерно как у автомобилей по госконтрактам. Это довольно много. У нас, по сути, только продукция «АвтоВАЗа» соответствует этому уровню, остальные только стремятся. Во втором чтении появилось исключение для Дальнего Востока и Калининграда — у них своя специфика. Калининград географически отрезан, у них есть «Автотор», они делают ставку на электромобили. Пока их немного, но, возможно, будут. А логистика с материка сложная. На Дальнем Востоке есть «Соллерс», но они делают коммерческий транспорт, легковушек нет. Там в ходу праворульные японские машины, рынок особенный. От идеи никто не отказывается, но ее откладывают. Раньше планировалось 3200 баллов, потом 4000, потом 5000 — это стратегия развития автопрома. Но сейчас очевидно, что даже в этом году закон не примут. Если и пройдет третье чтение, вступит в силу он только с 1 марта 2026 года. Не готовы ни производители, ни таксопарки. Ежегодно требуется порядка 50 тысяч новых машин. Если не хотим ездить только на «Ладах», а мы явно не хотим — не из-за комфорта, а из-за экономики — нужно пересмотреть подход. Сейчас все участники рынка пытаются от этого закона дистанцироваться, никто не хочет терять деньги. А главный выгодоприобретатель здесь — это, конечно, «Яндекс». Он главный бенефициар процесса, зарабатывает больше всех на этом рынке».
Представитель «Яндекс Такси» сообщил «Бизнес FM», что подавляющее большинство автомобилей, используемых в такси, не подходят под условия законопроекта. Сотни тысяч водителей, особенно работающих на личных авто, могут потерять доход. Для компенсации дефицита такси потребуется несколько сотен тысяч отечественных автомобилей в год — гораздо больше, чем сейчас выпускается. Компания предлагает отсрочить введение закона, провести дополнительные обсуждения и исключить требование локализации для автомобилей старше пяти лет.
Автомобили отечественного производства были допущены в агрегаторы с 2021 года. Таксопарк Next в качестве эксперимента закупил 100 машин Lada Vesta. Рассказывает руководитель компании Евгений Ермолаев:
Евгений Ермолаев руководитель компании Next «Они до сих пор эксплуатируются, уже их не сто, а немного меньше — часть удалось продать. По итогу эксплуатации 100 машин за три года мы получили убыток около 60 млн рублей из-за несовершенства конструкции. Проблема и в запчастях. По сравнению с корейскими автомобилями, запчасти для наших машин в три-четыре раза дороже. Новые модели тоже не соответствуют требованиям. Бывает: пробег 2 тысячи километров — а руль уходит в сторону. Замена рулевой рейки — 120 тысяч рублей. На таких машинах невозможно вести бизнес. И если бы автомобили были качественными, соответствовали безопасности — неужели понадобился бы закон? Мы бы и так их брали. В 2021 году машина стоила 850 тысяч, а сейчас — 2 млн 300. Вы серьезно? Тарифы на поездки ведь не выросли настолько. Конкуренцию не нужно ограничивать. Я не понимаю, почему нас не слышат».
Законопроект в первом чтении был принят еще в январе прошлого года, после чего надолго «завис» без движения.
Свежие комментарии