Основатель сервиса вопросов и ответов TheQuestion Тоня Самсонова рассказала BFM.ru, как ее компания работает после продажи «Яндексу» и что ждет этот проект в дальнейшем
Бывшая ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Тоня Самсонова вместе с семьей переехала в Лондон в 2013 году. К тому времени она поняла, что больше не хочет работать журналистом, и начала искать дело своей жизни.
Им стал стартап — сервис поиска вопросов и ответов TheQuestion, который быстро собрал вокруг себя команду профессионалов, привлек внимание инвесторов и за два года увеличил свою аудиторию в 20 раз.Успех проекта привлек внимание крупного игрока. В марте 2019 года компания «Яндекс» купила сервис вопросов и ответов TheQuestion, решив объединить его с собственным сервисом «Яндекс.Знатоки». В интервью BFM.ru Самсонова рассказала, почему ей не удалось создать офис в Лондоне, как искать инвестора для собственного проекта и что случится с сервисами TheQuestion и «Знатоки» в ближайший месяц.
Медиаиндустрия в Лондоне оказалась очень похожей на московскую. Идея TheQuestion была очень проста, и мне нравится, что она нисколько не поменялась с самого начала. Было совершенно понятно, что хорошие тексты рождаются из потрясающих вопросов. Любое хорошее интервью, заметка, статья рождаются из того, что автор определяет главные вопросы. Найти ответы на них — это дело техники. Как журналисты мы знаем, что достаточно составить to do list из десяти пунктов, подготовиться, спросить тех, кто может про это знать, проверить, что это является правдой, и составить текст. Это наше мастерство, и оно абсолютно гончарное. А вот найти вопросы, из которых рождается великий текст, — тут какая-то магия. И я подумала: что бы ни было, как бы ни поменялся мир, потребность в интересных вопросах от людей никуда не денется. Вся информация строится вокруг крутых вопросов.
На этой идее вырос TheQuestion. Главная идея с сервисом вопросов была в следующем: «А давайте система будет искать не по тем знаниям, которые опубликованы уже в интернете, а по знаниям, которые есть в головах людей, пользующихся поиском». Вся информация и опыт живут в памяти людей. Если человек ими не делится, то они умирают вместе с ним. Это означало, что нужно построить такой поиск, который способен искать ответы, основываясь на опыте людей.
Я искала людей, которые вместе со мной будут делать сервис. Счастье в том, что поиск инвестора — это абсолютно рутинная работа. Нужно сделать презентацию, посчитать модель, пойти к незнакомому человеку, увидеть незаинтересованный взгляд, показать презентацию друзьям, поправить презентацию, пойти на встречу с очередным потенциальным инвестором, опять получить негативный отзыв, вспомнить слова Чичваркина о том, что если из 100 раз 99 вас посылают к черту, то ваш бизнес на грани рентабельности, и так далее.
Важно, чтобы у инвестора был deep pocket [большой кошелек], потому что если вы получили первые инвестиции и ваш бизнес начинает расти темпом десять раз в год, это означает, что его надо продолжать кормить деньгами, чтобы этот рост не останавливался. А если инвестор вложил все свои деньги в самом начале, он не сможет участвовать в проекте дальше. Для него успех того, во что они вложились, станет плохой ситуацией. Поэтому важно найти людей, которые переживут провал вашего бизнеса и переживут его успех.
Мой самый первый инвестор — ресторатор Артур Берсиров, владелец ресторана Nude в Москве и Sight в Питере. За год до меня он пошел делать свой бизнес, и я ему говорила: «Ты с ума сошел, у тебя другая профессия, что ты делаешь. Ты бы еще маникюрный салон открыл». Мне потом было стыдно. Когда я пришла к нему с идеей своего проекта, он меня очень поддержал.
И это то, чему нас научил другой наш инвестор — Анатолий Михайлович Карачинский. Он говорил: «Тоня, поставьте цель, где вы хотите быть через полгода, а еще выберите для себя референс — сервис или СМИ, которое вы хотите перерасти по показателям.
И только после провала в Лондоне я поняла, что для моего бизнеса деньги никто кроме меня не заработает. Невозможно найти человека, который заработает для твоего бизнеса деньги. Потому что если он может это сделать, он пойдет и откроет свой бизнес. И это так больно ударило, что после этого я научилась зарабатывать деньги, и у меня это классно получается, я отлично продаю.
Когда мы делали сервис, я приходила к инвесторам и говорила: понимаете, поисковые системы не очень хорошо устроены, потому что они хорошо знают вопросы, а ответы не знают, а мы знаем. Мы умеем делать и поиск, и ответы. На самом деле, никакой поиск мы тогда не умели делать, тем более поиска по знаниям, которые есть в головах наших пользователей. Это всегда срабатывало случайно. Это было, потому что люди из любви к нам отвечали на вопросы, но за этим не было очень умной технологии. Но когда это начало расти быстро, когда мы перестали справляться с тем объемом, который у нас есть, когда мы не могли найти экспертов на своем сайте и перестали их запоминать, тогда я испугалась. Я подумала: «Ладно, я могу научиться делать сервисы, могу научиться их продавать, но я хочу, чтобы со мной работали те, кто так хорошо разбирается в технологиях, как я в медиа и продажах». Было понятно, что надо быть более технологичными. И так появился «Яндекс».
Пользователи «Знатоков» и пользователи TheQuestion получат туда доступ по инвайтам. Это опасный и интересный момент, потому что мы покажем новый дизайн. Мне он очень нравится, мы очень долго над ним работали с командой Ильи Михайлова. Когда я в первый раз увидела на мониторе, как это все будет выглядеть — фирменный стиль, название, логотип — плакала от счастья.
В TheQuestion мы всегда стремились к тому, чтобы нам задавали хорошие вопросы, чтобы в них не содержалось утверждений, которые автор не проверил, чтобы они были искренними, а не пропагандой тех или иных авторских представлений. С этим мы последовательно боролись. А потом мы поняли: а дети ведь так не делают. Если они спрашивают, им реально интересно. Когда я бы ни открыла список детских вопросов, они все сформулированы идеально. В этом смысле дети — идеальные пользователи. На самом деле, отвечать на детские вопросы сложно. Ты, например, не понимаешь, почему на самом деле небо голубое. Это очень увлекательно, поэтому мы всех призываем переходить в раздел с детскими вопросами. Он вместе со «Знатоками» переедет в новый сервис. Там можно либо отвечать, либо хвастаться вопросами своего ребенка. Потому что когда ребенок задает вопрос «Где край у Вселенной?», ты думаешь: «Какой у меня умный ребенок!» и начинаешь об этом всем рассказывать. Это такой хороший способ доказать, что у тебя классный ребенок. Он мне очень понятен.
Свежие комментарии