
Вице-премьер Александр Новак заявил о запрете на экспорт бензина до января 2026 года. Эксперты отмечают, что причины бензинового дефицита этого года ровно те же, что были и в предыдущие, и даже нападения на российские НПЗ не являются тут определяющим моментом
«Ничего сделать нельзя, но что-то делать нужно» — эксперты о решении правительства продлить запрет на экспорт бензина до конца года.
На фоне новых жалоб из регионов о нехватке или перебоях в поставах топлива, вице-премьер Александр Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет действовать до января 2026-го. На этот же срок, компаниям, которые не производят, но торгуют дизелем, тоже нельзя будет его вывозить. Когда же ситуация на внутреннем рынке стабилизируется?Если коротко, эксперты говорят: «скоро». Проблема в том, что ровно через год ситуация наверняка повторится. Причины топливного кризиса конца лета — начала осени одни и те же: высокий сезонный спрос, который накладывается на плановые ремонты НПЗ. В этом году к ним добавились внеплановые, вызванные атаками украинских беспилотников на российскую топливную инфраструктуру.
Эксперты отмечают, что нефтяные компании не экономят на безопасности: сетки есть, системы РЭБ работают, но средства нападения тоже развиваются. Дронов больше, атаки чаще, цели те же, бьют методично. Завод получил повреждения, ушел на ремонт, снова заработал — новая атака. По подсчетам Reuters, удары по российским НПЗ нарушили работу 17% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Однако, по мнению ведущего эксперта Финансового университета Игоря Юшкова, сезонные факторы и рост атак лишь усугубили более фундаментальную проблему:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Прежде всего сократились выплаты нефтяным компаниям по демпферу. Почему, например, предыдущие рекорды по стоимости бензина были не в 2024 году, а в 2023? Потому что тогда, готовясь к сокращению выплат по демпферу, компании стали повышать цены на бирже, стараясь добрать недополученные деньги.
 В итоге был скачок цен, который бил рекорды. А в этом году ситуация повторилась: выплаты по демпферу уменьшились примерно на 45–47% из-за снижения цен на внешних рынках и укрепления рубля. Фундаментальная причина кризиса — именно сокращение выплат по демпферу».
Иными словами, причины кризиса — экономические. При этом эксперт признает: если не решать вопросы безопасности, рано или поздно Россия может подойти к угрозе физического дефицита бензина. Как их решать — пока непонятно.
  Что же касается текущей ситуации, то сейчас остается просто ждать. А продление запрета на экспорт — это работа с медийным полем, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Задача регуляторов проста: показать, что они придумали какую-то гениальную идею, которая якобы разрулит кризис. В реальности эти меры ничего не изменят. Главное — дотянуть до естественного спада спроса, прикрыв ситуацию заявлениями о придуманных решениях, которые на самом деле ничего не меняют».
Хорошая новость в том, что терпеть осталось недолго. В этом году…
Свежие комментарии