Соглашение охватывает в том числе сферу обороны, борьбу с терроризмом, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии. Что этот договор дает Москве и Тегерану?
Президент Владимир Путин и лидер Ирана Масуд Пезешкиан подписали договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Путин назвал документ прорывным и отметил, что позиции двух стран по большинству внешнеполитических вопросов совпадают.Россия и Иран договорились, что если одна из сторон подвергнется агрессии, вторая не будет оказывать никакой помощи агрессору. Кроме того, две страны будут усиливать сотрудничество между спецслужбами и укреплять кооперацию в области безопасности и обороны.
Важнейшим направлением сотрудничества России и Ирана российский президент назвал энергетику. И отметил, что продвигается флагманский совместный проект по сооружению силами «Росатома» двух новых блоков АЭС «Бушер» в Иране. Также Владимир Путин допустил, что при реализации проекта газопровода в Иран объем поставок со временем может составить 55 млрд кубометров газа в год.
О значимости документа говорит политолог, востоковед, специалист по Ирану Карине Геворгян.
Карине Геворгян политолог, востоковед, специалист по Ирану «С моей точки зрения, этот договор в двустороннем плане оформляет сложившееся сотрудничество, в котором военная, военно-техническая составляющие были ведущими. И я понимаю, что во многом, учитывая внутренние сложности и в Иране, и в России, это соглашение тоже, если хотите, месседж недружественным для России и Ирана странам. Пул этих стран сложился, здесь контуры противника, в общем, совпадают, прямо скажем. А вот страны, с которыми Иран и Россия сотрудничают, надо тоже сказать, что здесь возможно и совместное развитие сотрудничества с этими странами, начиная от страна Латинской Америки и заканчивая Индией и Китаем, и даже с Саудовской Аравией в некоторой степени, потому что Саудовская Аравия предложила Ирану проводить совместные военно-морские учения. Это упрощает для России, учитывая геостратегическое положение Ирана, выход в том числе на Африканский континент, где в Центральноафриканской Республике, как мы знаем, немалая позиция России. Сейчас из Чада ушли французы, кстати, президент Чада вчера посетил Москву и тоже провел переговоры с Владимиром Владимировичем. Начинает вырисовываться геостратегический контур, и это дает надежду на то, что в среднесрочной перспективе возможно формирование торгово-экономической зоны».
Также российский президент отметил, что за десять месяцев прошлого года года товарооборот между странами вырос на 15,5%. Россия и Иран практически полностью перешли в расчетах на национальные валюты — их доля в транзакциях выросла до 95%.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве страны заключили на 20 лет с автоматическим продлением на пятилетние периоды.
Свежие комментарии