Соответствующие рекомендации разосланы школам и дошкольным учреждениям, пишут «Известия». По мнению ведомства, нахождение в одном классе большого числа учеников, плохо знающих русский язык, негативно отражается на образовательном процессе. Что об этой мере думают учителя?
Минпросвещения рекомендовало ограничить прием в класс или группу детского сада детей, плохо владеющих русским языком, пишут «Известия». Соответствующие документы ведомство уже разослало в регионы.
В рекомендациях сказано: эффективно обучать учеников со слабым владением русского языка не проще, чем детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы в классе или группе были не более трех таких учеников. По большей части речь идет о детях мигрантов. Они, не зная языка, не понимают школьную программу, а учитель вынужден замедлять учебный процесс, что тянет вниз общую успеваемость и качество обучения.
Директор московской школы № 117, заслуженный учитель России Ирина Бабурина говорит, что у них детей мигрантов не так много, хотя во многих дошкольных учреждениях почти в каждой группе есть два-три ребенка, вообще не говорящих по-русски — и это проблема. Но предложение Минпросвещения — не выход:
Ирина Бабурина директор московской школы № 117, заслуженный учитель России «Что значит не допускать больше трех детей? Очень часто приходят многодетные семьи. Ну вот как их разлучать — по разным классам сажать? По-моему, эту проблему надо несколько иначе решать. Как в большинстве стран мира, мигранты, прежде чем получить работу, должны сдать экзамен по русскому языку. И дети должны. Какие-то курсы организовать для изучения русского языка. Это крайне сложно, когда в классе сидит даже один ребенок, который не понимает речи. В наших школах, скажем, Ленинского проспекта Ломоносовского района Москвы, таких особых проблем нет, ну, а чуть дальше — в Московской области, там уже, конечно, это проблема серьезная».
В июле этого года достаточно резко об этом же высказался глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Он призвал не принимать в школы детей без знания русского языка. По его словам, семьи не «за неделю решают собрать чемоданы и переехать в другую страну», поэтому к переезду можно подготовиться.
Член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов об этой проблеме высказался на примере подмосковных Котельников, где в одной из школ в 3 классе среди 33 учеников — все дети мигрантов. По его словам, теперь в эту школу жители микрорайона «не хотят и/или боятся отдавать своих детей и вынуждены возить их в Москву». Кирилл Кабанов говорит, что эта проблема касается не только Котельников, но и многих школ, расположенных не в центре:
Кирилл Кабанов член Совета по правам человека при президенте РФ «В этнических анклавах ситуация типична — 70% в классе детей, не говорящих на языке. Школы переводят в более низкую категорию, учителя уходят. Даже два-три человека — это уже много. Есть такое понятие — социализация. Эти дети уже не будут социализироваться, они будут держаться вместе. Как временная мера, она, конечно, поможет. Уменьшение детей до двух-трех снизит напряженность, которая сегодня существует. Но если ребенок не понимает, не знает, не может говорить, его надо научить. Специально на это отвлекать силы учителя, который будет заниматься отдельно этими детьми, это тоже еще та история».
Учителя подтверждают: ряд педагогов действительно уходит. Сформировать отдельный класс — тоже не вариант: нужны специалисты, которые смогут преподавать русский как иностранный, а такие в школы не приходят. Ну, а разделить учеников на несколько классов — далеко не во всех школах есть такая возможность.
По мнению директора Центра образования «Царицыно» № 548, народного учителя России Ефима Рачевского, проблема и вовсе сильно преувеличена:
Ефим Рачевский директор Центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России «Есть, действительно, такие территории, где компактно проживает большое количество мигрантов, дети которых не являются носителями русского языка. Я хочу сказать, что в отличие от взрослых, дети в шесть раз быстрее адаптируются к новой языковой среде. Дети же очень быстро сходятся друг с другом, и те учителя, которые страдают от этого, преувеличивают значимость своего трагедийного существования. Надо обладать некоторыми методиками, которым их должны научить в пединститутах. Для кого-то эта рекомендация будет, выражаясь не нормативно, «отмазкой». Ну, а для кого-то — ужасно нормативным документом».
В прошлом году глава СПЧ Валерий Фадеев призывал обучать детей, не знающих русский язык, в специализированных центрах. Только вот таких нет. В Госдуме предлагали принимать детей мигрантов только по результатам языковых тестов. Еще говорили о квотировании: чтобы их было в классе не более 10%. Это предполагает в том числе рассредоточение таких учеников из районов компактного проживания мигрантов туда, где в классах их меньше. То есть, условно, из Котельников на Остоженку. Чего, конечно же, никогда не произойдет.
Свежие комментарии