Под санкции попали 200 танкеров так называемого российского теневого флота, несколько десятков физических лиц и организаций, «Сургутнефтегаз», ВСК и золотодобытчик «Атлас майнинг»
Совет ЕС одобрил 17-й пакет санкций против России. В него попали почти 200 танкеров, которые Европа считает частью «теневого» флота.
Этим судам запрещен заход в порты ЕС.В европейские санкционные списки внесен «Сургутнефтегаз». Как говорится в публикации официального журнала ЕС, компания «обеспечивает существенный доход» правительству России, которое «несет ответственность» за действия на Украине.
Под рестрикции попали страховая компания ВСК, крупнейший золотодобытчик «Атлас майнинг» (бывший Petropavlovsk).
Персональные санкции введены в отношении гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, ректора МЭИ Николая Рогалева, директора музея «Херсонес Таврический» Елены Морозовой, а также руководителей и акционеров предприятий ОПК.
Вводятся ограничения в отношении 17 физлиц и 58 юридических лиц, преимущественно связанных с производством оружия и техники военного назначения, в том числе дронов.
Под санкции попали еще 28 человек, которых в ЕС называют ответственными за «серьезные нарушения прав человека». В этом списке оказались судьи, прокуроры, а также сотрудники Следственного комитета.
ЕС также ввел экспортные ограничения в отношении нескольких компаний, которые, как утверждается, производят товары двойного назначения и замешаны в уклонении от санкций. Некоторые из компаний находятся в третьих странах — Вьетнаме, ОАЭ, Сербии, Турции и Узбекистане.
Мы обсудили новые санкции ЕС с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, профессором Финансового университета Константином Симоновым:
— Наверное, можно назвать главной частью санкций очередные ограничения против танкеров — так ли это?
— В общем-то, да, именно на это изначально и делался акцент, и в целом Европейский союз все время подчеркивает, что именно война против танкеров считается им наиболее эффективной частью санкционного давления. Хотя мы тоже прекрасно знаем, что это уже далеко не первое такое широкое включение танкеров так называемого «теневого» флота» в европейские списки, в британские списки, но, по большому счету, поскольку европейские санкции, в отличие от американских, не носят трансграничного характера, единственное, что могут сделать европейцы по большому счету своими санкциями — это запретить танкерам теневого флота заходить в европейские порты, а также запретить европейским компаниям какие-то иные услуги танкерам оказывать. Уже широко известно, что такого рода санкции российские нефтяные компании научились преодолевать, эти танкеры по-прежнему используются в перевалке российской нефти, это же касается и британских санкций, да и на самом деле опыт применения американских, более жестких санкций, показывает, что, скажем, подсанкционный танкер в индийский порт не зайдет, но если в процессе перевалки использовались подсанкционные танкеры, то уже есть примеры, когда челноки нефть перебрасывают на крупные танкеры подсанкционные, и этот танкер заходит в индийский порт, то такого рода вещи уже были. Я это говорю к тому, что на самом деле расширение списка теневого флота особого эффекта на перевалку российской нефти, на экспорт российской нефти иметь не будет. Ничего с этим Европа сделать не может. Дальше, следующий шаг — это попытаться перейти уже к агрессивным действиям с точки зрения перехвата теневых судов теневого флота, то есть, грубо говоря, пограничники видят, что судно в санкционных списках, и пытаются это судно задержать. Но это, как мы видим, путь к эскалации ситуации на Балтике, и, судя по последним событиям, мы все это помним, появление российского истребителя для защиты танкера «Ягуар», и, собственно, задержание греческого судна под либерийским флагом уже российской стороной. В этом плане санкции этого не предусматривают, но такого рода трактовка санкционных ограничений может быть, но, поскольку это в реальности нарушение конвенции ООН, нарушение международного права, то Россия, как мы видим, реагирует тоже все более жестко.
— Обращает на себя внимание также и попадание под санкции «Сургутнефтегаза» — почему компания попала под ограничение только сейчас, и будут ли они как-то серьезно влиять на «Сургутнефтегаз»?
— Почему попала — потому что «Сургутнефтегаз» является как раз компанией, которая активно отгружает нефть из балтийских портов, и основная линия атаки — это Балтика. Но на самом деле, я здесь тоже для «Сургутнефтегаза» серьезных проблем не вижу, потому что 10 января 2025 года «Сургутнефтегаз» попал под более жесткие американские санкции. То есть вот этот дембельский аккорд Байдена, там впервые попали две российские, вертикально интегрированные компании под западные санкции, это «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», так что уже «Сургутнефтегаз» под более жесткими санкциями, так что европейские санкции тем, кто в американских списках, они уже не страшны.
— 28 человек, попавших под санкции за серьезное нарушение прав человека, как будто бы ощущение, что давно таких ограничений не вводилось, тоже как их комментировать, как их тут трактовать?
— Это вообще, мне кажется, в чистом виде уже бюрократическая инерция. Есть такие шаблоны на эти санкции, они предполагают, что нужно вводить под санкции новых и новых и новых физических лиц. Не всегда даже понятна логика включения этих людей, почему ректор Московского энергетического института попал в санкционный лист, что он такого совершил с точки зрения европейского права? Бюрократическая инерция требует жертв. Дальше уже, поскольку все очевидные попадатели в санкционные списки уже давно закончились, пакет-то уже далеко не первый, то дальше эта бюрократическая машина начинает выхватывать санкционных жертв, мне кажется, в таком, хаотическом режиме.
Также Евросоюз объявил о санкциях против пророссийских политиков и блогеров. В заявлении Совета ЕС говорится, что санкции введены против 21 физического лица и 6 организаций, «ответственных за дестабилизирующие действия России за рубежом». «Дальнейшие санкции против России находятся в разработке», заявила еврокомиссар по внешней политике ЕС Кая Каллас.
Свежие комментарии