Этот вопрос стал одним из ключевых на Российском винодельческом форуме. Отечественные производители требуют установить запретительные пошлины. Импортеры говорят о том, что по факту они уже и так действуют. А в правительстве пока лишь делают осторожные прогнозы
Заявление вице-премьера Дмитрия Патрушева о том, что пошлины могут быть увеличены «до, может быть, 30%, 40%, 50%», участники форума восприняли по-разному.
Одни увидели в этом сигнал к дальнейшему росту пошлин, другие больше обратили внимание на ту часть, где говорилось, что жесткую позицию правительство занимать не будет, а будет исходить из необходимой достаточности.По словам сооснователя и вице-президента группы компаний Simple Анатолия Корнеева, сделано уже более чем достаточно:
Анатолий Корнеев сооснователь и вице-президент группы компаний Simple «Повышение происходило трижды в течение последних двух лет. У нас сначала было увеличение пошлины до 20%. Потом у нас было трехкратное увеличение акциза. Потом еще был поднят размер пошлины до 25% с отсекающим порогом в 2,5 доллара. И надо помнить о том, что еще ко всему этому приклеивается НДС. Если вы проведете нехитрые арифметические действия, вы поймете, что повышение в рублях будет составлять более 360 рублей на любой SKU. То есть это минимальный порог увеличения. Соответственно, если какое-нибудь просекко на полке было 650 рублей, вы добавляете 350, оно пересекает границу в тысячу рублей. А еще есть такая вещь, как маржинальность, и дальше по списку».
О том, что по факту пошлины на вино из недружественных стран уже выросли на 100%, говорят и другие импортеры, ссылаясь на ту же пороговую отметку: не менее 2,5 доллара. Но именно этот сегмент российского рынка и нужно защищать, убежден один из старейших крымских виноделов Валерий Захарьин, создатель одноименной винодельческой компании:
Валерий Захарьин крымский винодел, создатель винодельческой компании «В Валенсии нет морозов, айрены они делают 200 центнеров, в Аргентине, внизу, тоже нет морозов. А у нас в Крыму в 2012 году в Нижнегорском районе было минус 36,25 градуса. У нас нет морозобезопасных мест, а мороз — это одна из ключевых вещей. Их много, просто с зимним морозом бороться невозможно. Поэтому мы не должны лишать наших людей действительно хорошего, добротного вина, терруарного вина со всего мира. А в категории вин, которые являются столовыми, мы должны сделать такие пошлины, чтобы наши стоили 400 рублей, а их — 800 рублей».
Правда, если пройтись по московским магазинам прямо сейчас, то итальянское, испанское или французское вино дешевле 700-800 рублей без акций найти уже крайне трудно. Красноречива и эта цифра: импорт вина в Россию за десять месяцев этого года снизился в полтора раза. Это данные ФТС.
О статистике на полках магазинов рассуждает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Если брать 2023 год по продажам, Россия чуть более 50% выставляла в бутылках. В деньгах, кстати, сильно меньше. В деньгах порядка 35%. На первом месте были Италия и Грузия, это примерно еще по 15% рынка. Дальше Франция, Испания, всего понемножку. Сейчас я думаю, что Грузия получила свои 20-25%. Россия чуть-чуть прибавила — может быть, до 55-60%».
Эта доля может расти и дальше, но не бесконечно. Просто в России физически нет столько виноградников, чтобы российские производители смогли полностью закрыть потребность потребителей. По словам экспертов, в год РФ производит от 500 млн до 700 млн бутылок вина, а выпивает 1,2 млрд.
Свежие комментарии