На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 750 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    А зря! Хватит очереди по ерунде увеличивать!Сигареты могут ос...
  • Ингерман Ланская
    Вот оно какое - Самоё Лучшоё Абразаваньё в мире!!!Ложный звонок из ...
  • Сергей Крюков
    для мадам брошкиной один диагноз фонарь...ЦБ предложил запр...

В России сократят платные места по 40 специальностям в вузах

Затронуты такие направления, как экономика, юриспруденция и журналистика. Цель — перенаправить абитуриентов в инженерные, педагогические и другие дефицитные области. Эксперты сомневаются в эффективности подхода

Правительство утвердило правила определения предельного количества мест для приема на платное обучение, а также список направлений подготовки и специальностей, по которым число таких мест ограничат.

Документы появились на портале правовой информации. Сами расчеты количества мест будут проводить по методике, которая сейчас проходит общественное обсуждение.

В список направлений подготовки, на которых число платных мест с 1 сентября 2026 года сократят, вошли 28 специальностей бакалавриата и 12 специалитета. Среди них экономика, менеджмент, журналистика, юриспруденция и другие.

По остальным направлениям для вузов и абитуриентов ничего не изменится.
Для чего это делается? Объясняет доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:

Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «Власти заинтересованы в том, чтобы абитуриенты шли на инженерно-технические, педагогические и медицинские специальности. На медицинские пока идут нормально, а вот с инженерно-техническими и педагогическими плохо. Первым шагом было ограничить бюджетные цифры на всю группу экономики и управления — экономика, менеджмент, государственное муниципальное управление, — и ограничили на группу юридических специальностей. Но это не помогло абитуриенты все равно не пошли в инженеры, не пошли в учителя, а пошли учиться на платные места на экономические и юридические специальности.

Сейчас следующий шаг в интересах государства — это перераспределить поток абитуриентов: если будут ограничены платные места, руководители системы образования считают, что абитуриенты вынуждены будут идти на другие направления и специальности. Я, честно говоря, не верю в эффективность этой меры. Отчасти, конечно, переток будет, но будет ли он эффективен для государства, я не знаю, потому что часть абитуриентов, которые собирались, например, на юриспруденцию, на экономику, пойдут на педагогические специальности, но пойдут, не собираясь в дальнейшем связывать свою жизнь со школой, потом они будут искать формы второго высшего образования, чтобы, в конце концов, по более сложной образовательной траектории оказаться там, где они хотят. Другая опасность — это отъезд части абитуриентов в зарубежные вузы, может быть, в страны ближнего зарубежья — Белоруссию, Казахстан».

Задача такого сокращения платных мест на некоторые специальности заключается в перенаправлении потоков абитуриентов в профессиональные училища. В то же время ограничение по части специальностей из списка вызывает вопросы. Так, в списке есть и инженеры, которых не хватает на рынке труда, говорит первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин:

Олег Смолин депутат Государственной думы «Официальная точка зрения заключается в том, что платный прием в вузы ограничивается в целях повышения качества высшего образования. Хотя я не очень понимаю, как регулирование по многим вопросам может быть связано с этим качеством. С моей точки зрения, это делается для того, чтобы постараться перекачать часть выпускников школ из системы высшего образования в систему среднего профессионального образования. Согласно прогнозу Минтруда, в РФ в ближайшие пять лет потребуется только 30% специалистов с высшим образованием и нужны будут 70% специалистов со средним профессиональным образованием. При этом количество студентов системы среднего профобразования мало сказывается на подготовке рабочих кадров. Если в советском и сразу постсоветском периоде у нас более половины всех студентов учились в системе профтехобразования, то есть собирались быть рабочими, то сейчас таких 18%. Списки вызывают вопросы — например, есть ряд инженерных специальностей, даже одна из них в области машиностроения, нефтегазовое дело. Не представляю себе, чтобы у нас был избыток инженеров таких специальностей. Практика говорит ровно обратное».

Правила вводят на один учебный год. После приемной кампании 2026 года их могут пересмотреть.

 

Ссылка на первоисточник
наверх