В 2025-2027 годах россиян ждет очередное повышение тарифов ЖКХ, но управляющие компании за это не отвечают. А за какие тарифы отвечают именно они? И как формируется плата за содержание многоквартирного дома?
Наверное, все россияне уже в курсе, что в 2025-2027 годах их ждет очередной рост тарифов ЖКХ. Так, согласно распоряжению правительства, с 1 июля 2025 года индексация составит 11,9%, с 1 июля 2026 года — 5,4%, с 1 июля 2027 года — 4,8% (с 1 июля 2024 года тарифы ЖКХ были проиндексированы в среднем на 9,8%).
Тарифы на газ для населения с 1 июля 2025 года будут проиндексированы на 10,3%, с 1 июля 2026 года — на 4,3%, с 1 июля 2027 года — на 4%. Индексация тарифов на электроэнергию для населения с 1 июля 2025 года заложена на уровне 12,6%, с 1 июля 2026 года — 5,2%, с 1 июля 2027 года — на 4%.
Как напоминают в пресс-службе ФАС, в каждом субъекте РФ устанавливается свой индекс платы для населения, а также допустимое отклонение от установленного на федеральном уровне индекса по отдельным городам (на основании решений глав регионов). В ведомстве также отметили, что с 2025 года обоснованность установленных тарифов ЖКХ будет оцениваться с учетом того, что 1,5% выручки ресурсоснабжающих компаний должны иметь целевой характер использования и направляться только на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, с 1 января 2025 года скачкообразно выросли пени за просрочку оплаты ЖКУ. Как поясняют эксперты, все из-за окончания действия правительственного постановления, согласно которому при определении пеней применялся порядок, предусматривающий расчет по льготной ставке не более 9,5%. Теперь же пени будут рассчитываться по актуальной ключевой ставке ЦБ, которая в данный момент составляет 21%.
Для справки: с 31-го по 90-й день просрочки размер пени составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый день, а далее — 1/130 от ставки ЦБ за каждый день. Иными словами, чем дольше просрочка и чем выше ключевая ставка, тем больше теперь размер пени.
Еще одно изменение сейчас находится в процессе обсуждения: как сообщает телеграм-канал «Законы стройки», комитет Госдумы по строительству и ЖКХ разрабатывает законопроект, согласно которому плата за текущий ремонт будет указываться в коммунальных квитанциях в новой строке, отделенной от расхода на содержание общего имущества. Также будут добавлены строки о собранных средствах на текущий ремонт, о задолженностях и об общей стоимости запланированных и выполненных работ.
При этом управляющие компании должны будут ежеквартально отчитываться о поступивших и потраченных средствах: предполагается, что это повысит прозрачность расходов и улучшит качество ремонтов. Однако у самих УК планируемые новшества энтузиазма не вызывают. Они предполагают дополнительные сложности с учетом, дополнительную нагрузку в виде новых отчетов, а также возможность для жильцов не оплачивать суммы, начисленные за текущий ремонт», — отмечают эксперты телеграм-канала.
«Оттого и не вызывают энтузиазма эти изменения у УК и ТСЖ, что, помазав стены прошлогодней краской, денежки «пильнуть» не получится», — считает один из подписчиков «Законов стройки». «К ТСЖ тоже это должно относиться. Если указать только УК, то ТСЖ в свой адрес не примет это», — подчеркивает другой. «Еще надо добавить строки за расход электроэнергии и холодной воды на общедомовые нужды с указанием тарифов. И в отчет добавить не только суммы на текущий ремонт (по плану и по факту выполненных работ), но и где конкретно эти работы проведены», — уверен третий. Сейчас законопроект находится в процессе доработки — посмотрим, какой финальный вид он приобретет.
Но вернемся к тарифам. Не надо быть умудренным опытом аналитиком, чтобы понять, сколь негативную реакцию вызвали у россиян решения о повышении ЖКХ-платежей: подобное всегда воспринимается негативно, причем вне зависимости от величины роста тарифов — просто из-за самого факта удорожания. И это хороший повод поговорить о том, как формируется стоимость услуг управляющей компании, насколько часты ситуации, когда жители не согласны с предложенными УК тарифами, и что в таких случаях делать. А главное, насколько тесна взаимосвязь между величиной тарифа и качеством работы управляющей компании и что необходимо сделать, принять и доработать, чтобы УК могли выполнять свои обязанности на высоком уровне, а жители при этом не роптали бы по поводу драконовских расценок.
Тарифы УК, начинает рассказ партнер, генеральный директор УК CMWP Денис Троценко, состоят из двух основных частей: плата за содержание жилого помещения (включает управление домом, обслуживание и ремонт общего имущества) и плата за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроснабжение и так далее). И прежде всего надо понимать, что УК устанавливает только тариф на содержание жилья; тарифы на коммунальные услуги устанавливаются ресурсоснабжающими организациями (РСО) и регулируются государством, управленцы же являются лишь посредниками по сбору платежей. Поэтому обвинять свои УК в неоправданной величине или серьезном росте тарифов за воду и свет не стоит: эти стрелы должны лететь уж точно не в их адрес.
Что касается содержания жилья, то здесь, как поясняет Денис Троценко, тарифы формируются, исходя из следующих факторов:
- перечень работ и услуг: УК обязана предоставить жильцам перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества (ст. 161 ЖК РФ). Этот перечень должен соответствовать минимальному перечню услуг и работ, установленному постановлением правительства РФ № 290 от 03.04.2013;
- затраты на выполнение работ и услуг: УК рассчитывает стоимость каждого пункта из перечня, включая затраты на материалы, оплату труда, налоги и прочие издержки;
- инфляция: учитывается рост цен на материалы, энергию, зарплаты;
- состояние дома: зависит от возраста, конструктивных особенностей, изношенности инженерных сетей и оборудования;
- решение собственников: окончательный размер платы за содержание жилья утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ). Если собственники не принимают решение, тариф устанавливается органом местного самоуправления (ОМСУ).
Кроме того, для жильцов муниципальных квартир тарифы могут быть другими — их также устанавливает местный муниципалитет. В любом случае тариф указывается в договоре управления, добавляют эксперты «Законов стройки». И в целом тариф — это смета годовых расходов на персонал, материалы и механизмы, привлечение специализированных подрядчиков, приведенная на квадратный метр объекта недвижимости, резюмирует заместитель генерального директора УК «Смарт сервис» Елена Сумкина.
Елена Сумкина заместитель генерального директора УК «Смарт сервис» «Основа для формирования тарифа — проект ЖК. Задача УК обслуживать и поддерживать все то, что застройщик предусмотрел проектом: высотность, количество входных групп, количество лифтов, детских и спортивных площадок, скверов, системы умного дома и так далее. Для обслуживания этого необходимы специалисты с сильной экспертизой, расходные материалы и инструменты, административно-управленческий аппарат. Плюс все то, чем жители привыкли пользоваться в других отраслях сферы обслуживания, — современные средства коммуникации, например ТГ-каналы или мобильное приложение. Все это обеспечивает безопасность и комфорт в современном жилом комплексе».
По мнению исполнительного директора СК «Азбука» Нины Зянкиной, формирование тарифов на услуги по содержанию и управлению многоквартирным домом должно основываться на тщательном анализе технического состояния здания и его реальных потребностей.
Важно учитывать как конструктивные особенности дома, так и состояние инженерного оборудования — это позволит более точно определить необходимые объемы работ и услуг.
Нина Зянкина исполнительный директор СК «Азбука» «Кроме того, необходимо принимать во внимание потребности и финансовые возможности жителей. Участие жителей в процессе формирования тарифов поможет создать более справедливую и прозрачную систему, которая будет учитывать индивидуальные особенности каждого дома и обеспечивать его надлежащее содержание. Такой подход не только повысит качество управления, но и укрепит доверие между жителями и УК. Только общее собрание собственников может принять решение об изменении (увеличении или уменьшении) тарифа на содержание и дополнительные услуги, а также определить необходимость внедрения дополнительных сервисов. При этом важно помнить, что стоимость тарифа формирует и предлагает на рассмотрение собственникам УК, а не наоборот, так как она является исполнителем услуги, отвечает за организацию процесса, несет ответственность и коммерческие риски. Собственники могут лишь оценить предлагаемый тариф и вынести на совместное обсуждение с управляющей организацией вопрос его изменения в сторону увеличения или уменьшения».
Тариф на содержание утверждается сроком на один год, далее он должен быть пересмотрен с учетом перечня запланированных работ и изменения стоимости услуг и материалов, продолжает эксперт. «Удерживать тариф на больший срок вряд ли получится: стоимость работ подрядчиков растет, и если денег на их оплату не хватает, то деятельность управляющей компании становится убыточной. В таком случае УК может даже отказаться от управления домом. И раз величина тарифа зависит от количества работ, выполняемых УК, и от частоты их выполнения, то и уменьшить его можно, только сократив это количество или частоту», — добавляют эксперты «Законов стройки».
Как же происходит пересмотр тарифов УК и что делать, если тарифный конфликт между управляющей компанией и жильцами дома перерастает в непримиримое противостояние? Об этом в следующий раз.
Свежие комментарии