Сейчас размер утильсбора зависит от объема двигателя автомобиля и его года выпуска. Но с 1 ноября к утильсбору будет привязана еще и мощность — с введением прогрессивной шкалы, которая очень сильно поднимает ставки. Реформа, по мнению экспертов, создает риски падения продаж автомобилей
В двух российских городах 11 октября прошли акции против повышения утильсбора.
На согласованный митинг вышли сотни жителей Владивостока. Организаторами мероприятия выступили местные депутаты, а также представители бизнеса. Участники потребовали сделать процесс формирования утильсбора прозрачным и обоснованным, создать инфраструктуру по утилизации автомобилей, а также пересмотреть налоговую и таможенную политику.Отмечалось, что с началом действия законопроекта пострадает местный автобизнес — каждый шестой житель региона с ним связан, и большинство сделок затрагивают авто мощностью выше 160 лошадиных сил. В итоге 70% или даже 80% компаний могут закрыться.
Новые правила расчета утильсбора должны начать действовать с 1 ноября. Среди критериев расчета будут не только возраст автомобиля и объем двигателя, но и его мощность.
О митинге и значении повышения ставки утильсбора для региона рассказывает местный журналист Валерия Федоренко:
Валерия Федоренко журналист «Этот митинг стал одним из первых за несколько лет разрешенным публичным массовым мероприятием. И организовали его, надо сказать, не парламентские партии, не официальные органы, а люди, которые в партиях не состоят. Около 500 человек собралось сегодня в местном гайд-парке, на площадке около нашего Дома молодежи. И 500 человек — это с учетом того, что митинги у нас давно не проводились, 500 человек — это на самом деле много. Конечно, люди недовольны. Все возмущены, у всех очень сильная тревога по поводу повышения утилизационного сбора. Тем не менее сам митинг прошел достаточно спокойно. Люди, конечно, кричали «Долой утилизационный сбор», «Хватит грабить народ» и так далее. Кто-то пришел с плакатами, например, «Я патриот, но не идиот». Дело в том, что для Дальнего Востока такие темы, как автомобили, повышение пошлин на иномарки, повышение того же утилизационного сбора, который не является таможенной пошлиной, являются особенно острыми, потому что у нас все привыкли к хорошему и недорогому. Весь Дальний Восток ездит на японских машинах. В последнее время в связи с заградительными пошлинами мы распробовали корейский автопром и китайские машины, которые в последнее время очень хорошие, но дальневосточники не пересядут на русские машины. Так или иначе все люди, с которыми я поговорила, рассказывают о том, что либо будут до конца докатывать ту машину, которая у них сейчас есть, и ни на что не менять, ждать каких-то, может быть, лучших времен, либо будут, наверное, пересаживаться на менее мощные машины, которые не попадают под утильсбор».
Митинг во Владивостоке не единственный — о мероприятии также объявляли в Новосибирске. Как пишет портал «Сиб.фм», согласовать его получилось лишь с четвертой попытки — акцию перенесли на окраину города. До этого, в конце сентября, жители Новосибирска массово подписывали петицию против увеличения утильсбора, называя его «вымышленным налогом» из-за отсутствия в России реальной системы утилизации транспорта.
Комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Сейчас много инициатив в преддверии вступления в силу новых норм. Много вопросов и у депутатов, и в Совете Федерации, и у простых граждан. Но я не думаю, что это принципиально что-то изменит. Потому что на митингах представители бизнеса говорят: мы ввозим машины, помогаем людям, за счет этого существуем. К сожалению, сейчас это не аргумент. Людей, которые благодаря этому зарабатывают, можно понять. Таких людей на Дальнем Востоке много. Но с точки зрения государства это просто какие-то маленькие фирмы, которые помогают выводить деньги за рубеж на покупку автомобилей. Для государства, для чиновников, для регулятора это один из аргументов, но очень слабый аргумент. Задача, которую поставил Минпромторг теперь, — это благодаря объему денег, которые собираются на утильсборе, поддерживать нашу промышленность. Утильсбор собирается не только из легковых автомобилей, но и из другой техники — и со строительной, и со специальной, и из грузовиков, с разной колесной техники. Потом он распределяется так, как это видит Минпромторг. Поэтому я не думаю, что будут какие-то радикальные перемены в подходе. Какие-то послабления могут быть. Я предполагал, что, может быть, будет введен переходный период или отсрочка для тех, кто успел затащить автомобиль в страну до 1 ноября, потому что тут людей будет по-настоящему жалко: человек успел привезти машину, а оформить по старым, льготным ставкам не успел, это плохо. Но даже если будет такой переходный период, это конечно: месяц, два, три, но потом все равно утильсбор будут повышать. Поэтому вряд ли от этой стратегии Минпромторг отойдет, к сожалению».
Предполагается, что новая ставка утильсбора не только увеличит отчисления в казну, но и простимулирует отечественный автопром и продажи российских автомобилей. Кроме того, в правительстве полагают, что нововведение затронет небольшое число россиян: многие покупают машины мощностью менее 160 лошадиных сил, те же, кто может позволить себе более мощное авто, смогут купить его и с учетом нового утильсбора.
Но эксперты отмечают, что реформа создает риски падения продаж автомобилей. Также, по их мнению, отсутствие здоровой конкуренции не даст импульса к развитию и лишь навредит российскому автопрому.
Свежие комментарии