Упрощенная система сдачи экзаменов после девятого класса проводится в качестве эксперимента в трех регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. А для поступления в десятый класс школьникам нужно будет набрать минимум за четыре предмета. В чем плюсы и риски эксперимента?
Девятиклассники из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области в 2025 году будут сдавать всего два ОГЭ.
Соответствующий законопроект приняла Госдума.Главная задача эксперимента — облегчить девятиклассникам поступление в колледжи и техникумы. Тем, кто в девятом классе уверенно смотрит в эту сторону образования, будет достаточно русского и математики и среднего балла аттестата. Чем он будет выше, тем больше шансов поступить на бюджет. На профильные учреждения среднего специального образования это правило не распространится: поступающим туда, как обычно, потребуются два обязательных экзамена и два по выбору. Власти Москвы, Петербурга и Липецкой области сами установят перечень профессий и специальностей.
В десятый же класс пойдут те, кто нацелен на поступление в институт и на академические успехи. В 12 российских регионах, в том числе в Москве и Петербурге, для этого школьникам нужно будет сдать четыре экзамена на минимальный балл. Его устанавливает каждый регион. Девятиклассники же, не добравшие нужное количество баллов, смогут поступить в колледжи своего региона на бюджетные места в приоритетном порядке.
Директор Санкт-Петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов эксперимент поддерживает:
Константин Тхостов директор Санкт-Петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга «Никакого ущемления нет. Более того, эксперимент этого года покажет, что давно назревший запрос на подобный подход к ОГЭ абсолютно верный. Те, кто выбирает профиль, сдают четыре экзамена. Те, кто идет в рабочие профессии, сдают экзамен на грамотность, русский, математику и получают аттестат. И, кстати говоря, для того, чтобы пойти в профтех, он не должен быть ниже 4,5 балла. То есть речь идет не о том старом советском принципе «не умеешь работать головой — иди работай руками». Сейчас рабочие специальности высокоинтеллектуальные и требуют серьезной подготовки, а значит, серьезных базисных учебных знаний, которые ребята черпают из школы».
Состояние высшего образования в последние годы активно критикуется — оно как будто бы готовит выпускников к неопределенному будущему. С этой точки зрения эксперимент может помочь удовлетворить растущие запросы именно в рабочих квалифицированных кадрах, считает директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Вместе с тем возникает вопрос: не будет ли рисков для качества образования?
Сергей Косарецкий директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ «ОГЭ, несмотря на его главную функцию переходника между уровнями образования, все-таки выполняет функцию, позволяющую оценить качество и отдельных выпускников, и школ, и системы в целом. Мне кажется, эти риски есть, они сигнализируют о том, что, если менять роль ОГЭ с точки зрения перенаправления потока выпускников, нужно думать, какие инструменты позволят сохранить контроль за качеством образования. Может быть, за счет выстраивания партнерства колледжей и школ. В ряде регионов есть примеры такой коллаборации. Колледжи бы понимали, с каким контингентом они встретятся в перспективе, включались бы в профессиональную ориентацию, и студенты более ответственно, осознанно делали выбор уже в пользу определенных направлений своего будущего профессионального образования и карьеры».
Изначально эксперимент по упрощенной системе сдачи ОГЭ должен был проводиться в пяти регионах, позже их число увеличилось до 12. В итоговой версии их три. Сокращение числа регионов связано с тем, что не все из них были готовы в плане качества образования. Продолжает профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор Института образования ВШЭ «ОГЭ не учитывается при поступлении в колледж, и тратить усилия на выбор двух предметов, углубленную подготовку к ним, поскольку ОГЭ все-таки достаточно сложный экзамен, кажется нецелесообразным. В Москве, Санкт-Петербурге, в Липецкой области много сил вложили в обновление качества матбазы, преподавательского состава, мастеров производственного обучения колледжей, поэтому они вступают в этот эксперимент. Сейчас закон выглядит достаточно сбалансированным. Очень важно, что это пока только для экспериментальных регионов. Если будут позитивные результаты, тогда можно будет распространить и на другие регионы».
Эксперимент продлится до конца 2025 года, а в декабре регионы и кабмин оценят его результаты.
Свежие комментарии