Авторская работа Романа Михайлова о поиске родственника и себя решена на стыке игрового и документального кино. Большая часть повествования разворачивается в провинциальных индийских городах. Чем картина обращает на себя внимание?
Необычная драма-фантазия «Жар-птица» — седьмая полнометражная работа режиссера Романа Михайлова за последние 2,5 года.
По сюжету актриса театра и танцовщица Саша вместе со своим сводным братом летит в Индию, чтобы отыскать мать. По словам ее бабушки, она когда-то бросила семью и примкнула к некой секте. Сестра и брат попадают в древний город Варанаси, где встречаются с детьми тех самых сектантов, которые зарабатывают на жизнь разыгрыванием спектаклей на улицах.Съемки картины проходили в Санкт-Петербурге и в индийских городах Варанаси, Чунар и Праяградж. Михайлов несколько лет жил в Индии, в частности, в Варанаси, и, по его словам, каждый раз происходили новые открытия. Он как бы зовет актеров, а вместе с ними и зрителей в путешествие по стране. По словам кинокритика, автора телеграм-канала «Я видел свечение экрана» Максима Ершова, «Жар-птица» — это нечто из другой реальности:
Максим Ершов кинокритик, автор телеграм-канала «Я видел свечение экрана» «Две трети повествования — это Индия, древний город Варанаси, который постоянно находится в тумане. Там сразу несколько ашрамов, там постоянно горят костры. Это такой город-крематорий. И, в то же время, древний священный город на берегу реки Ганг. Большая часть повествования — это маленькие темные улочки, но иногда мы выходим в центр города, видим и уличные концерты, и монахов, и различные ритуалы. То есть, это немножко еще такое этнографическое кино. Если вы до этого никогда не были в провинциальной Индии, то это еще и путешествие в совсем незнакомый мир. Здесь и художественное кино, и документальное, здесь все сочленено. Это еще немножко и театральный опыт: начинается фильм с постановки в Петербурге про Жар-птицу, и, на самом деле, одна из загадок и интриг фильма — кто же такая эта Жар-птица? То ли мама главной героини, то ли ее дочка, то ли просто свет, как один из главных героев фильма. Это очень необычный духовно-философско-кинематографический опыт, точно кино не для всех, потому что здесь такой мерцающий сюжет, он то есть, то нет, в него вмонтированы документальные главы с отдельными персонажами, которые живут в Варанаси. Мне кажется, лучше посмотреть парочку фильмов Романа Михайлова до этого».
В ролях — Александра Киселева, Илларион Маров, Марк Эйдельштейн, Мария Мацель и Чингиз Гараев. Они какое-то время до съемок провели в Индии. По словам режиссера, он гордится тем, что нигде прежде эти актеры так не преображались.
«Жар-птица» — некий световой трактат. Михайлов любит поэкспериментировать с фильтрами и объективами камер, из-за чего изображение в желто-оранжево-коричневых тонах, переходящее порой в сепию, становится полу туманным, полу сновиденческим. Первые кадры Петербурга уже погружают зрителя в странное пространство, а в Индии совсем трудно понять — где сон, а где явь. И это одно, что цепляет, считает автор телеграм-канала «Ремизорро» Артем Ремизов:
Артем Ремизов автор телеграм-канала «Ремизорро» «Это хорошее кино, которое, мне кажется, обычного зрителя и зрителя достаточно искушенного впечатлит визуальной составляющей. На протяжении всех полутора часов лучи солнца как будто прорываются сквозь экран. В этом фильме много наших молодых звезд, от которых не замылен глаз, за которыми приятно смотреть, они смотрятся свежо, они смотрятся необычно. Есть уже можно говорить серьезный мастодонт Марка Эдельштейн, который уже весь Голливуд прошел. Плюс это очень самобытный и самостоятельный фильм. Массовый зритель может подумать: «Что я посмотрел только что?» И это достаточно резонный вопрос, особенно в контексте авторского кино, но, как минимум, я бы хотел, чтобы обычный зритель сходил, познакомился с молодыми талантами. А Саша Киселева, которая играет главную роль, она просто прекрасна. Это отличная актерская работа, она достаточно глубокая, и видно, что она в него реально очень сильно вовлеклась».
Также фильме появляется рэпер Хаски. С ним Михайлов познакомился в Индии. Он играет самого себя. В картине есть небольшой кусок его уличного выступления, а также эпизод, в котором он рассуждает об этой стране — как он там оказался и что делал все это время.
Свежие комментарии