
После ультиматума Дональда Трампа, пригрозившего ХАМАС «вратами ада», движение заявило о согласии с ключевыми пунктами предложенного США плана по Газе. Израиль привел армию в готовность к реализации первой фазы соглашения об обмене заложниками, но эксперты сомневаются, что процесс приведет к долгосрочному миру
Движение ХАМАС заявило, что согласно с ключевыми пунктами плана Трампа по Газе, после того как вчера Трамп заявил, что если до утра понедельника ХАМАС не пойдет на сделку с Израилем, то для него «откроются врата ада, какого никто никогда раньше не видел». Он также поблагодарил все страны, которые содействовали улаживанию конфликта:
В итоге ХАМАС опубликовал в Telegram заявление — согласился освободить всех израильских заложников, передать израильской стороне тела погибших заложников, провести обмен на палестинских заключенных, но если будут выполнены «условия на местах». И в целом готов к немедленным переговорам с властями Израиля, согласен передать управление Газой палестинскому «технократическому органу на основе национального консенсуса», как предлагал Трамп.
Президент США отреагировал, что верит в стремление ХАМАС к длительному миру и призвал Израиль остановить бомбардировки сектора Газа.
Израильским военным было приказано прекратить наступление на город. Армия обороны Израиля привела вооруженные силы в готовность к реализации первой фазы плана Трампа по освобождению заложников.Можно ли говорить, что план Трампа по Газе начинает выполняться?
Об этом радиостанция Бизнес ФМ спросила политолога, востоковеда Елену Супонину:
— Если хотя бы освободят заложников и хотя бы на какое-то время прекратятся бомбардировки сектора Газа, то это уже шаг вперед. Но это же не один план Трампа и не один раз освобождаются заложники, и всякий раз мы видели, как после прогресса, после шумного эффекта и после, слава богу, спасения жизней людей опять начинался откат назад. Я сильно опасаюсь, что так оно и будет сейчас, поэтому на большой прогресс рассчитывать, на мой взгляд, не приходится. Вопрос только в том, удастся ли реализовать хотя бы часть плана. Израиль уже шел на такие обмены. Раньше вообще были неравноценные обмены — за Гилада Шалита в свое время поменяли 1 000 палестинских заключенных. Сейчас хотя бы другая пропорция. Израильтяне могут и на это пойти, но Нетаньяху уже сейчас комментирует слова Трампа о том, что ХАМАС стремится к миру; Нетаньяху говорит, что эта организация в принципе к миру стремиться не может. И это означает, что он сделает все возможное, для того чтобы на каком-то этапе эта сделка сорвалась. Объективности ради скажу, что и в руководстве ХАМАС есть разные мнения насчет этого плана. Они уже сейчас говорят, что принимают несколько его пунктов, в частности об обмене и о формировании внешней структуры, которая будет управлять сектором Газа. Непонятно, из кого она будет состоять, но вот эти два пункта — самые, вроде как, безобидные для ХАМАС. Они с ними согласны; остальные пункты, касающиеся вывода израильских войск, ХАМАС говорит: а дайте нам гарантии, чтобы они к нам вообще не входили никогда. ХАМАС требует гарантии, ХАМАС требует уточнения этого плана. И, честно говоря, они, наверное, требуют еще гарантий для себя, потому что выведет Израиль войска — а где гарантии, что израильтяне не проведут спецоперацию для уничтожения части лидеров ХАМАС за пределами Палестины или не проведут операцию по уничтожению тех лидеров ХАМАС, которые еще находятся в секторе Газа. Видимо, это тоже будет пунктом преткновения. Там разногласий много.
План состоит из 20 пунктов, а на повестке дня также ставятся вопросы о том, чтобы палестинцы признали Иерусалим столицей Израиля неделимой. Это тоже многие палестинцы не приемлют, в общем большинство. Разоружение… ХАМАС не собирается сдавать оружие. Опять-таки, они не видят гарантий того, что с ними не разберутся сразу же после того, как они отдадут вооружение. В общем, они считают, что своих целей палестинцы не достигли; государства нет, и поэтому позиция их такова. Так что есть разногласия внутри руководства ХАМАС, есть разногласия в Израиле, есть разногласия между ними. И все это говорит о том, что к долгосрочному миру этот план не приведет. Возможен только кратковременный эффект. Возможно, только малый, но хотя как для семей заложников — это, наверное, большой успех. То есть возможен такой вот успех по важным гуманитарным вопросам.
— Или попытка оттянуть время?
— Опять-таки, даже если состоится хотя бы обмен, это уже будет большая победа, в том числе и Трампа — он будет бить себя в грудь и говорить, что вот план удался. Ну это в стиле Трампа — производит большой эффект, в том числе шоу-эффект, что-то делает, но не настраивается на глубокое решение проблем.
Как можно расценивать согласие движения ХАМАС с планом Трампа? Говорит журналист, житель сектора Газа Тарек Альян:
— Мое мнение, что Нетаньяху не такой человек, который имеет влияние президента Соединенных Штатов, и что Трамп может брать решение на себя и попросить израильскую армию, Нетаньяху и арабов пойти на его решение. О самом ответе ХАМАСа можно сказать, что он неясный. Сначала аналитики говорили, что ХАМАС говорит «да», но дальше Трамп, когда он приветствовал это решение и ответ, я думаю, что идет остановление этой войны. Решение вопроса — еще преждевременно, об этом говорить. Я думаю, что будут переговоры. Посредники будут участвовать в этих переговорах — Египет, Катар, Турция. И мы надеемся, что господин Трамп будет оказывать давление на Израиль, чтобы он остановил войну, и будет Саудовская Аравия оказывать давление на ХАМАС, чтобы он согласился на другие пункты, которые попросил Трамп. Чтобы, как говорится, следующий день войны — это демилитаризация ХАМАС, снятие оружия, вывод боевых фигур, которые в секторе Газа еще находятся, объявление о месте для них и возможность выхода из сектора Газа. Еще преждевременно, но палестинский народ хочет, чтобы эта война остановилась. Я думаю, что ХАМАС в конце концов согласится. Почему? Потому что они два года ждали, чтобы найти выход, чтобы эта война остановилась. Как и прежде — в 2021, 2014, 2012, 2008 годах.
— Еще один вопрос: СМИ со ссылкой на арабских посредников пишут, что внутри ХАМАС есть острые разногласия по условиям освобождения заложников. А ведь это — первая фаза плана президента Трампа, самая ключевая. На ваш взгляд, у ХАМАС по этому поводу все-таки единое мнение, или разногласия действительно серьезные?
— Надо отметить, что в ХАМАС всегда были разногласия, потому что у ХАМАС два ведущих крыла, скажем так. Есть крыло, которое поддерживается Ираном, — оно, скажем, более экстремистское. Есть другое крыло, которое поддерживает «Братьев-мусульман»*. Это более политическое, с ним можно как-нибудь договориться. Во-вторых, есть еще разногласие между полевыми командирами, которые находятся в секторе Газа, и политическим руководством ХАМАС, которое находится в Катаре, Турции и так далее. У них тоже есть разногласия. Но ХАМАС — единая партия. Есть разные голоса, это понятно, но они могут найти компромисс. Во-вторых, выхода нет. Они два года пытались найти другое решение, но после почти двух лет этой войны поняли, что выхода нет. И предложения, которые они раньше отвергали, они сейчас ищут и согласны на них. Поэтому они знают, что дальше пойдет война, и будут уступки. Поэтому они решили остановить уступки и найти какое-то решение, которое может сохранить их и сохранить как-нибудь нахождение ХАМАС в политической жизни Палестины. Поэтому я думаю, что переговоры с посредниками, особенно с Катаром, Турцией и Египтом, могут найти решение для ХАМАС.
РИА Новости пишет со ссылкой на ХАМАС, что согласие с условиями соглашения о прекращении огня в Газе не подразумевает передачу оружия. Его сдача возможна после образования полноценного государства Палестина со своей армией. Главным пунктом соглашения является прекращение огня в секторе, остальные детали могут обсуждаться, отметили в движении. Согласие на прекращение огня включает также пункт о недопустимости выселения палестинцев с их земли. Все это агентству заявил представитель по связям с прессой движения ХАМАС в Ливане Валид Килани.
*Запрещенная в РФ террористическая группировка
Свежие комментарии