
Новый закон позволяет РЖД использовать биометрию для посадки пассажиров в поезда. При этом сама компания к нововведению не готова и просит своих пассажиров все-таки не забывать паспорт. Так что же изменится 1 сентября? И когда в поезд можно будет войти по улыбке?
Закон для внедрения биометрии в поездах начинает действовать с 1 сентября. Для идентификации пассажиров планируется использовать Единую биометрическую систему (ЕБС) и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
После новостей о биометрическом прорыве в системе РЖД компания очень быстро поспешила уточнить, что пока речь идет только о том, что это разрешил закон. А то светлое будущее, когда пассажир сможет занять свое место в поезде по улыбке или радужке глаза, еще непонятно когда настанет, но они стараются это время приблизить. А пока еще требуется провести тестирование программы. «Пилот», кстати, уже проводится совместно с Минцифры и ФСБ, но с рисками и корректностью есть сложности.
Посадка в поезд по биометрии может работать только при бесперебойном интернете. И желательно на всех вокзалах пути следования. А у нас даже между Москвой и Петербургом не везде есть связь. Но и нет такой задачи — заменить биометрией традиционные способы загрузки поездов. Это только дополнительная опция, объяснил официальный представитель Центра биометрических технологий Константин Ярославский:
Константин Ярославский официальный представитель Центра биометрических технологий «В любом сценарии, где применяется биометрия, она является альтернативой какому-то способу получения услуги. То есть она не заменит паспорт, не заменит электронные билеты, но у пассажиров появляется еще одна возможность посадки на поезд. Каждый пассажир сам решает, как именно садиться.
И кто-то после запуска соответствующего пилота выберет биометрию, а кто-то выберет паспорт. С точки зрения доступности сервиса действительно крайне важно, чтобы на протяжении всего пути следования поезда был интернет, поэтому пилотирование будет вестись только по отдельным направлениям. Естественно, будет тестироваться доступность сети, будет тестироваться, насколько адекватно технология работает на протяжении всего пути следования. И в том случае, если мы увидим, что действительно технология адекватно работает, что сервис предоставляется так, как он должен предоставляться, в этом случае уже можно будет говорить о полноценном запуске. А вообще ресурсов для этого достаточно. У нас в стране действует уже 17 биометрических сервисов».Самый очевидный пример — метрополитен. Биометрией для прохода в метро можно воспользоваться не только в Москве, но и в Казани, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Сервисы активно реализуются, но это не значит, что все пассажиры метро ими пользуются. Кто любит технологии, тот улыбается турникету, но большинство идет по старинке. В Нижнем до сих пор стоят турникеты, которые открываются по жетонам. При этом биометрия где-то рядом присутствует.
РЖД обязана удовлетворить запрос продвинутых пользователей. Чтобы соответствовать тенденциям и повышать сервис, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Расширяется спектр, удовлетворяются запросы продвинутой части пользователей. Я считаю, что это нормальный шаг, обоснованный со стороны Российских железных дорог. Да, это расширяет спектр предоставляемых услуг со стороны перевозчика. Но, с другой стороны, пассажир должен понимать, что его надежды на то, что он пройдет по биометрии, поскольку у него такая возможность есть, он зарегистрирован и верифицирован везде, на всех цифровых платформах, может не всегда оправдаться. Изменения в законе не означают, что теперь этой услугой можно воспользоваться в любой точке Российской Федерации. Здесь надо разделить. С одной стороны, мы говорим о том, что РЖД расширяет спектр услуг, создал у себя дополнительный цифровой сервис. Это плюс именно железнодорожникам, что они по этому пути идут, то есть они совершенствуются и стараются соответствовать тем трендам, которые есть на рынке цифровизации. Вторая часть вопроса: возможность воспользоваться этой услугой в зависимости от ее покрытия или наличия интернета. Это другая уже история, да, она не зависит от железнодорожников, она сегодня связана с обеспечением безопасности страны. Мы прекрасно понимаем, что есть определенные ограничения».
Ограничения касаются не только оплаты по биометрии, иногда и картой оплатить покупку нет возможности. Но это уже не зона ответственности РЖД. С другой стороны, история с подавлением сигнала интернета временная. И надо быть готовым к ее окончанию — подготовить хотя бы инфраструктуру.
После завершения всех согласований железнодорожники апробируют технологию биометрии в реальных условиях только на одном из действующих маршрутов. Решение о ее дальнейшем распространении на других направлениях будет принято холдингом «позднее». Проще говоря, биометрия развивается, но надежнее паспорта и распечатанных билетов пока ничего у нас для вас нет.
Свежие комментарии