Это ключевой маршрут для поставок нефти и сжиженного природного газа. Эксперты предупреждают: это может вызвать энергетический кризис и рост цен. Но в случает такого шага Ирана, за освобождение этого пролива возьмется большинство стран мира, отметил в эфире Бизнес ФМ ведущий эксперт Финуниверситета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков
Иран после атак со стороны Израиля рассматривает возможность перекрыть Ормузский пролив, через который проходит до трети мировых поставок сжиженного природного газа и до четверти глобального экспорта нефти и нефтепродуктов. Об этом сообщил иранский депутат Эсмаил Косари.
Ормузский пролив — это важнейшая логистическая артерия, связывающая страны Персидского залива, в том числе и сам Иран, с глобальными рынками через выход в Индийский океан.
Способен ли Иран заблокировать пролив и какие последствия это будет иметь, учитывая, что цены на нефть уже подскочили из-за войны на Ближнем Востоке? Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Кто-то останется в выигрыше?
— От этого выиграют производители, которые не используют Ормузский пролив: Россия, американские сланцевые производители — как раз нас называют главными бенефициарами, потому что мы ничего там не возим. С точки зрения газа мы, может быть, заработаем не так много, потому что у нас только трубопроводные маршруты, привязанные к стоимости газа на бирже — это поставки в Венгрию, вообще на балканский регион все идет по «Турецкому потоку». Наша поставка газа в Китай по «Силе Сибири» привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов на азиатских рынках. Поэтому мы здесь заработаем скорее на росте цен из-за повышения стоимости нефти именно. Но в любом случае основной для нас бонус будет в том, что просто нефть подорожает, и мы будем продавать ее дороже — что в Китай, что в Индию. На индийском рынке у нас еще и снизится конкуренция, потому что второе и третье места занимают Ирак и Саудовская Аравия.
— Каким образом пролив можно заблокировать?
— Иран может это сделать, если затопит хотя бы несколько судов в самом узком месте Ормузского пролива — это уже создаст угрозу судоходству. Здесь вопрос, есть ли реально у Ирана подготовительные меры. Он всегда угрожал это сделать в случае, если для него будет какая-то экзистенциальная угроза либо если ему нанесут существенный экономический ущерб. То есть это шаг последней надежды для Ирана: если ему нечего будет терять, тогда он вполне может пойти на перекрытие Ормузского пролива. Потому что иначе он сам пострадает, а Иран экспортирует примерно 1,5 млн баррелей в сутки. Сейчас более вероятно не перекрытие Ормузского пролива, а сокращение экспорта из Ирана, потому что он вывозит всю свою нефть практически в Китай — что-то напрямую, что-то через Малайзию. И Китай записывает это как малайзийский импорт. Вот это более вероятно. Если экспорт из Ирана остановится или хотя бы сократится в два раза, это уже вызовет рост цен в район 80–90 долларов за баррель. Потому что, если при этом ОПЕК+ не будет замещать Иран и не поднимет квоты на добычу, то на мировом рынке тоже возникнет дефицит.
Иранские эксперты предупреждают, что перекрытие Ормузского пролива может вызвать резкое снижение объемов поставок нефти и привести к скачку цен до 250 долларов за баррель. Ранее на фоне израильского удара по Ирану цена нефти марки Brent уже выросла на 13% и достигла отметки 78,5 доллара.
Блокировкой пролива Тегеран угрожает не в первый раз. Ранее иранские власти заявляли, что пойдут на этот шаг в ответ на санкции Запада — в 2011 и 2018 годах.
Свежие комментарии