На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 761 подписчик

Свежие комментарии

  • Eduard
    Долго будите болтать? 12 леи этой болтавне и "красеым линиям"! Конесно война идет,но нужно жесче !Кремль пригрозил ...
  • Ирина Лодяновa
    Давно пораВладимир Путин пр...
  • Галина Друзина
    Всё правильно, Россия на правах победителя и должна диктовать условия  !!!Трамп: Россия не ...

От русского языка до big data: нужно ли вкладываться в обучение сотрудников?

Для российского бизнеса обучение работников — одна из стратегий развития самой компании. Какие навыки прокачивают сотрудники разных звеньев и профессий и кто им в этом помогает? Каков сегодня рынок корпоративного обучения?

Корпоративное обучение в России — тренд, полноценно начавшийся в 2010-х годах. Бизнес, от малого до холдингов, из года в год понимает необходимость того, что сотрудники должны обучаться непрерывно, и готов за это платить.

В 2024 году 80% опрошенных компаний запланировали бюджет для корпоративного обучения. Примерно половина намеревалась потратить на это столько же, сколько выделила в 2023 году, а 39% организаций — захотели увеличить. 2% компаний решили сократить эту статью расходов. Таковы данные исследования платформы для корпоративного обучения Lerna.ru.

Работодатели готовы вкладываться в образование сотрудников по нескольким причинам. Их «Бизнес FM» выявила в разговоре с экспертами:

  • Развитие организации. Корпоративное обучение — часть бизнес-плана любой компании, которая хочет расти.
  • Развитие коммерческой деятельности. Оно произойдет, если сотрудники сумеют применить в продажах и других процессах изученные стратегии.
  • Изменения в отрасли. Сотрудник должен меняться вместе с рынком.
  • Формирование кадрового резерва. Организации заинтересованы в том, чтобы закрывать более крупные должности своими сотрудниками.
  • Мотивация сотрудников, способ раскрыть их потенциал.
  • Развитие корпоративной культуры в целом в России. Компании стараются создавать комфортные условия работы для сотрудников.

Обучение, от которого выигрывают все

«Если вы не обучаете сотрудников, то отстаете от сферы, в которой работаете» — так начал беседу Алексей Горелкин, генеральный директор компании Phishman, которая занимается разработкой системы автоматизированного управления и развития киберкультуры сотрудников.

Фото: Sasha Steinbach/EPA/TASS

К слову, схожие мысли высказали и другие спикеры. Форматы каждая компания выбирает по целям, возможностям и специфике.

Алексей ГорелкинАлексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Для IT-сферы обучение сотрудников — это регулярная практика, сфера IT растет очень активно. В нашей компании для каждого разрабатывают индивидуальный план развития. Там изложен график на год-два по направлениям soft skills и hard skills. План создают вместе с самим работником, образовательные программы выбирают на основе интересов его и компании. Человека развивают как личность, как специалиста, потому что от этого выигрывают все».

В Phishman по программам для soft skills и hard skills обращаются в разные центры. Например, один из сотрудников компании сейчас учится в Британской высшей школе дизайна на годовой программе. По словам Алексея Горелкина, были случаи, когда записывались и на курсы русского языка, чтобы более грамотно вести коммуникацию. Ежегодно на образование каждого работника выделяют в среднем полтора-два оклада.

Алексей ГорелкинАлексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Мы соглашаемся профинансировать обучение, если есть обоснование, и не ограничиваем по бюджету. Можем отправить сотрудника хоть на программу MBА, если от этого будет практическая польза для компании. У специалистов есть выбор не учиться, это не повлияет на его нынешнюю работу. Но мы будем рекомендовать все же найти направление, по которому можно было бы набраться новых знаний».

Для сотрудника пройденное обучение может помочь скорректировать карьерный путь: раскрыть в себе потенциал по узкому направлению или, наоборот, осознать, что выбран неверный карьерный трек. Получить новые компетенции и опыт с финансовой поддержкой компании, в то время как другие люди платят за этот образовательный опыт сами. Это доказывает исследование онлайн-кампуса НИУ ВШЭ и образовательной платформы «Карьера» на базе сервиса hh.ru. В нем говорится, что 73% опрошенных готовы сами платить за дополнительное образование. А две трети респондентов видят прямую связь между непрерывным образованием и востребованностью на рынке труда.

«Обучение полезно тем, что человек выныривает из рутины. Компании выгодно обучать людей, потому что появляется широта взглядов, задачи могут решаться более эффективно, более современными методами. Это возможность посмотреть на всю ситуацию со стороны», — добавляет генеральный директор Phishman.

Фото: Яков Филимонов/Фотобанк «Лори»

В корпоративное обучение вкладываются компании различных уровней и отраслей, в которых видят необходимость в образовании сотрудников. Это наиболее популярно для IT, компаний, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, нишевого бизнеса, консалтинга, юридической сферы. Для работников это возможность улучшить soft skills и hard skills, приобрести дополнительные компетенции, повысить свою зарплату при умении применять знания на практике, стать руководителем или специалистом, которому доверят более крупные проекты. Это возможность быть конкурентноспособным на рынке труда.

Попробовать обучение на вкус

В нишевых и специализированных отраслях, где иногда требуются даже отдельные soft skills, учебный процесс строят в тесном контакте с продуктом. Например, в компании Burgundy ru сотрудников образовывают двумя способами:

Иван Муравьев генеральный директор Burgundy ru «Это приоритет с точки зрения как развития фирмы, так и ее коммерческой деятельности. По моему опыту, без понимания сотрудником, что за продукт он продает, хороших продаж не будет, останется средний уровень. Вино — это интеллектуальный, чувственный продукт, где считываешь не эффективность приобретения, а эмоцию. Из-за специфики вина и нашей компании, так как мы работаем в нишевом и люксовом сегменте, так называемом fine wine, все бремя обучения сотрудников ложится на нас, мы сами эксперты на рынке по винам Бургундии и Шампани. Например, есть внутренние сессии, когда с командой из менеджеров по продажам и сотрудниками бэк-офиса проводим дегустации новых поставок. Это и есть обучение, во время которого мы фиксируем особенности года урожая, его органолептику, степень готовности. Так собираешь пласты информации: профессиональную оценку от специалистов и мнение целевых потребителей из бэк-офиса. Такие дегустации проводим не реже раза в месяц».

Кроме того, в компании существует центр экспертизы, специалисты которого готовят курсы и материалы по узким темам, например по миллезимам в Бургундии или по конкретным виноградникам. Такое обучение они выводят на рынок и делятся с командой.

По профильным темам компании предлагают курсы с большим упором на практику, чтобы каждый студент выпускался с четким ответом на свой запрос. О тенденциях в обучении работников гастрономического мира рассказала Маргарита Тишкина, руководитель отдела событийного маркетинга компании Metro и гастрономический академии Stanfood:

Маргарита Тишкина руководитель отдела событийного маркетинга компании Metro и гастрономический академии Stanfood«Мы обучаем только офлайн. Поварская профессия требует отработки руками. Из-за того, что нет возможности свободно отправляться в заграничные поездки и стажировки, повысился запрос на вдохновение, на курсы по подаче, по сочетанию вкусов. Нельзя не заметить и тренд на локальность. Каждый регион гордится своей кухней, и он хочет культивировать и изучать ее, нести ее в массы. Заметен запрос на работу с простым продуктом, например с репой, свеклой и всем другим, что традиционно было на столе у наших предков».

Гастрономический мир — один из немногих, в котором у обучения есть сезон. В праздники и летом в ресторанном бизнесе направляют силы на повышенный спрос в заведениях, в том числе и благодаря развитию внутреннего туризма. Все активно учатся с сентября до середины ноября и с февраль по апрель, отметила Маргарита Тишкина. Например, недавно завершили курс 22 повара и су-шефы известного судоходного перевозчика. Они подготовились к тому, чтобы меню на кораблях было актуальным и вкусным и соответствовало уровню ресторанных подач в предстоящем сезоне.

Учиться — руководить

Для топ-руководителей — свои особенности корпоративного обучения. Популярные направления по социальным навыкам — это современные управленческие практики, управление изменениями, лидерство. По профессиональным навыкам — это управление стратегией и инновациями, операционная эффективность, экономика и финансы. По цифровым навыкам — это информационная безопасность, управление цифровой трансформацией, работа с данными и отчетностью.

Фото: Павел Муравьев/Фотобанк «Лори»

Для такой целевой аудитории особенно важно обеспечить содержательные курсы с выверенной методологией и конкретным контентом. Комментирует Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению:

Наталья Шумкова заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению
«Наш центр специализируется на программах развития топ-руководителей и управленческого кадрового резерва. Среди ключевых задач: развитие насмотренности, знание лучших практик рынка, трендвотчинг, развитие единого информационного и терминологического поля, единого управленческого языка. Крупный российский бизнес непрерывно решает задачи организационного развития, трансформации, спрос на обучение высокий. Могу отметить такие востребованные тематики, как стратегия, рост стоимости бизнеса, операционная эффективность, операционные модели и организационные изменения, управление рисками, цифровизация, современные инструменты маркетинга и пиар. В части развития мягких навыков — это переговоры и влияние на высшем уровне, кросс-функциональное взаимодействие, лидерство, развитие команды. Востребованы темы развития БРИКС, рынок Китая, политические и экономические тренды, мировая экономика, санкции. В НИУ ВШЭ мы всегда можем найти исследователя, эксперта, преподавателя по требуемой теме. Качество контента имеет огромное значение, и одним из важнейших элементов дизайна подобных программ являются сессии вопросов-ответов, рефлексии, групповых дискуссий. Важно не только получить новую информацию, но и тут же обсудить значение того или иного тренда для конкретного бизнеса и то, какие решения необходимо будет принять для дальнейшего развития бизнеса. Поэтому очный компонент имеет огромное значение».

В России с 2010-х годов начала приживаться идея о том, что получение образования это часть рабочего времени. Что люди обучаются, развиваются в течение всей жизни. И норма — это когда человек сам отвечает за свое образовательное развитие.

И появилась новая тенденция — крупные компании стали активно развивать собственные корпоративные университеты, например «СберУниверситет», корпоративная академия «Росатом», «Газпром корпоративный институт», «Альфа-академия».

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела третью волну исследования «Корпоративные университеты России — 2024», которое подтвердило размер популяции активно развивающихся корпоративных университетов. Их около 60, ведущие среди которых вышли на международный уровень.

Сообщество Digital Learning и образовательный холдинг Ultimate Education, опросив 100 разных фирм, пришли к выводу, что в 2024 году работодатели начали анализировать отдачу от корпоративного обучения на 42% чаще, чем в 2022 году. Рентабельность таких инвестиций с точки зрения влияния на выручку или прибыли измеряют только 20% респондентов. Более половины опрошенных компаний обращают внимание на продолжительность программы, но при этом не готовы жертвовать качеством ради скорости. 33% респондентов не обращают внимания на сроки: их интересует только влияние курсов на бизнес-показатели.

Организации, которые осознанно инвестируют в образование сотрудников, в развитие их компетенций, развивают в российской корпоративной культуре взаимоуважение сотрудников и руководства, лояльность, так как в любой работе главное — люди.

 

Ссылка на первоисточник
наверх